Административно-правовые гарантии реализации прав граждан

Тема 5. Способы защиты субъективных публичных прав граждан

Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами. Статус регулируется ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ от 15 августа 1996 г. (с изменениями от 10 января 2003 г.) «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Иностранные граждане могут въезжать и выезжать в Россию при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым в качестве таковых в РФ. Приглашение физического или юридического лица для иностранцев оформляется по определенным требованиям в соответствии с постановлением Правительства РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в референдуме и в государственном управлении, занимать определенные государственные должности, быт государственными служащими, участвовать в отправлении правосудия.

Для них предусмотрено специальное административное наказание – выдворение за пределы РФ, а также мера пресечения – депортация.

Лица с особым административно-правовым статусом – беженцы и вынужденные переселенцы.

(зачетных единиц - 0,1; часов - 3).

План:

1. Административно-правовые гарантии прав граждан.

2. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.

3. Судебный порядок защиты прав граждан.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Реальное обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере государственного управления зависит в значительной степени от гарантий. Задача современного государства заключается именно в обеспечении гарантированности реального осуществления прав граждан всеми доступными способами.

Вопрос о включении гарантий в статус – дискуссионный.

Дискуссия ведется также о том, являются ли гарантиями правовые нормы (закон).

1 группа авторов – гарантии – это правовые нормы, предусмотренные законом (Хаманева Н.Ю., Попов Л.Л.);

2 группа авторов – (Алехин А.П., Кармолицкий А.А.) критикуют это положение, считая, что закрепление статуса в нормах – это условие для установления реального статуса граждан, но без соответствующих социально-экономических условий это закрепление может превратиться в юридическую фикцию.

Соотношение понятий «административно-правовые гарантии» и «гарантии по административному праву». Второе понятие шире, в него входят и гарантии, не являющиеся собственно административными (прокурорский надзор, судебный контроль арбитражных судов и т.д.).

Значение темы «способы защиты прав граждан» для административного права. Место раздела «обращения граждан» в административном праве является дискуссионным.

а) в разделе «способы обеспечения законности государственного управления»;

б) в разделе «статус граждан». Это связано с тем, являются ли обращения граждан способом обеспечения законности (общественный контроль) или же поводом для «включения» таких способов, как осуществление контроля и надзора.

Виды гарантий: экономические, политические, организационные, юридические (организационно-правовые).

Наибольший интерес представляют юридические гарантии (организационно-правовые):

- закрепление в правовых нормах (некоторые авторы – в законах, а не просто в нормативных актах);

- ответственность органов и должностных лиц за неправомерные действия в отношении граждан;

- право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;

- прокурорский надзор;

- судебный контроль;

- контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти;

- уполномоченные по правам человека;

- комиссии при Президенте.

Если использованы все внутренние средства для защиты прав гражданина, то вступают в действие международные гарантии – Европейский Суд по правам человека.

«Негосударственные» способы защиты прав граждан:

Гражданин имеет право защищать свои права любыми, не запрещенными законами способами.

- Общественные объединения и различные правозащитные организации.

- Общественные палаты и иные институты гражданского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: