Декрет не конкретизирует вид юридической ответственности, за незаконное привлечение к которой может последовать увольнение соответствующего должностного лица по данному основанию, поэтому это может быть любая ответственность: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная или иная. Оценка привлечения к ответственности как незаконного должна основываться на решении суда, иного уполномоченного государственного органа или иных доказательствах.
5. Неоднократное представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений (абз. 6 пп. 2.10 Декрета № 29).
Увольнение по этому основанию может последовать только в том случае, если представление тех или иных сведений (например, данных статистической отчетности, финансового отчета вышестоящей организации и т.п.) входит в должностные (трудовые) обязанности работника. Для решения этого вопроса следует обратиться к тесту контракта, должностной инструкции работника, а при отсутствии последней - к квалификационным справочникам должностей служащих. Для увольнения по данному основанию необходимо и достаточно установление факта представления либо неполных либо недостоверных сведений. Неоднократность имеет место в случае представления таких неполных и недостоверных сведений два и более раза в течение 6 месяцев.
|
|
6. Непринятие необходимых мер для своевременного поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам (абз. 7 пп. 2.10 Декрета № 29).
Данное основание досрочного расторжения контракта касается в первую очередь руководителей организаций, их заместителей и иных работников, ответственных за исполнение экспортных, импортных и бартерных контрактов. Увольнение по данному основанию может наступить за непринятие необходимых мер в следующих случаях:
- несвоевременное поступление выручки по экспортным контрактам;
- несвоевременное поступление оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам.
Под несвоевременностью следует понимать нарушение сроков поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций».
7. Необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения (абз. 8 пп. 2.10 Декрета № 29).
|
|
Указанное основание прекращения контракта может применяться только в отношении руководителей организации, их заместителей, руководителей структурных подразделений и иных работников, ответственных за поддержание трудовой дисциплины. По этому же основанию может быть расторгнут контракт за непривлечение без уважительных причин виновных лиц к дисциплинарной ответственности путем наложения на них дисциплинарных взысканий в виде замечания, выговора или увольнения (ст. 198 ТК).
8. Распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств в рабочее время или по месту работы (абз. 9 пп. 2.10 Декрета № 29).
Данное дополнительное основание прекращения контракта следует отличать от основания расторжения любого трудового договора по инициативе нанимателя за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время (п. 7 ст. 42 ТК).
9. Нарушение правил по охране труда и технике безопасности, повлекшее увечье или смерть другого работника (абз. 9 пп. 2.10 Декрета № 29).
Данное основание расторжения трудового договора является новым для трудового законодательства. С 1 января 2000 г., момента вступления в силу Трудового кодекса, оно (в несколько иной редакции) было предусмотрено в качестве общего основания расторжения трудового договора с работниками, принятыми как по срочным, так и бессрочным трудовым договорам (п. 9 ст. 42 ТК).
10. Непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства (абз. 9 пп. 2.10 Декрета № 29).
Расторжение контракта по этому основанию возможно при следующих условиях:
- получение законных предписаний правоохранительных или контрольных органов. Данные предписания могут быть направлены органами прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственного контроля, государственной инспекции труда и др.;
- непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства.
Декрет не конкретизирует, за невыполнение каких именно законных предписаний вышеуказанных органов может последовать увольнение: это могут быть требования по устранению нарушений как трудового, так и иного законодательства.
В заключение этого вопроса подчеркнем, что действующее законодательство предусматривает широкий круг оснований прекращения трудового контракта. Тем самым положение работника, нанятого по контракту, является недостаточно стабильным. Полагаем, что со временем перечень оснований досрочного расторжения контракта мог бы быть уменьшен, сами эти основания следовало бы включать в текст контракта дифференцировано (в зависимости от занимаемой работником должности, выполняемой работы).