Незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц (абз. 5 пп. 2.10 Декрета № 29)

Декрет не конкретизирует вид юридической ответственности, за незакон­ное привлечение к которой может последовать увольнение соот­ветствующего должностного лица по данному основанию, поэтому это может быть любая ответственность: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная или иная. Оценка привлечения к ответственности как незаконного долж­на основываться на решении суда, иного уполномоченного го­сударственного органа или иных доказательствах.

5. Неоднократное представление в уполномоченные орга­ны неполных либо недостоверных сведений (абз. 6 пп. 2.10 Декрета № 29).

Увольнение по этому основанию может после­довать только в том случае, если представление тех или иных сведений (например, данных статистической отчетности, фи­нансового отчета вышестоящей организации и т.п.) входит в должностные (трудовые) обязанности работника. Для решения этого вопроса следует обратиться к тесту контракта, должнос­тной инструкции работника, а при отсутствии последней - к квалификационным справочникам должностей служащих. Для увольнения по данному основанию необходимо и достаточно установление факта представления либо неполных либо недо­стоверных сведений. Неоднократность имеет место в случае представления таких неполных и недостоверных сведений два и более раза в течение 6 месяцев.

6. Непринятие необходимых мер для своевременного по­ступления выручки по экспортным контрактам или оплаченно­го товара по импортным и бартерным контрактам (абз. 7 пп. 2.10 Декрета № 29).

Данное основание досрочного растор­жения контракта касается в первую очередь руководителей организаций, их заместителей и иных работников, ответствен­ных за исполнение экспортных, импортных и бартерных кон­трактов. Увольнение по данному основанию может наступить за непринятие необходимых мер в следующих случаях:

- несвоевременное поступление выручки по экспортным контрактам;

- несвоевременное поступление оплаченного товара по им­портным и бартерным контрактам.

Под несвоевременностью следует понимать нарушение сроков поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведе­ния и контроля внешнеторговых операций».

7. Необеспечение надлежащей трудовой дисциплины под­чиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважи­тельных причин виновных лиц к установленной законодатель­ством ответственности за такие нарушения (абз. 8 пп. 2.10 Декрета № 29).

Указанное основание прекращения контракта может при­меняться только в отношении руководителей организации, их заместителей, руководителей структурных подразделений и иных работников, ответственных за поддержание трудовой дисциплины. По этому же основанию может быть расторгнут контракт за непривлечение без уважительных причин винов­ных лиц к дисциплинарной ответственности путем наложения на них дисциплинарных взысканий в виде замечания, выгово­ра или увольнения (ст. 198 ТК).

8. Распитие спиртных напитков, употребление наркоти­ческих или токсических средств в рабочее время или по месту работы (абз. 9 пп. 2.10 Декрета № 29).

Данное дополнительное основание прекращения контрак­та следует отличать от основания расторжения любого трудо­вого договора по инициативе нанимателя за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токси­ческого опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических или токсических средств на ра­бочем месте и в рабочее время (п. 7 ст. 42 ТК).

9. Нарушение правил по охране труда и технике безопас­ности, повлекшее увечье или смерть другого работника (абз. 9 пп. 2.10 Декрета № 29).

Данное основание расторжения трудо­вого договора является новым для трудового законодательства. С 1 января 2000 г., момента вступления в силу Трудового кодек­са, оно (в несколько иной редакции) было предусмотрено в каче­стве общего основания расторжения трудового договора с работниками, принятыми как по срочным, так и бессрочным тру­довым договорам (п. 9 ст. 42 ТК).

10. Непринятие без уважительных причин в срок, уста­новленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных на­рушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действу­ющего законодательства (абз. 9 пп. 2.10 Декрета № 29).

Рас­торжение контракта по этому основанию возможно при следующих условиях:

- получение законных предписаний правоохранительных или контрольных органов. Данные предписания могут быть направле­ны органами прокуратуры, внутренних дел, Комитета государ­ственного контроля, государственной инспекции труда и др.;

- непринятие без уважительных причин в срок, установ­ленный законными предписаниями, мер по устранению выяв­ленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства.

Декрет не конкретизирует, за невыполнение каких именно законных предписаний вышеуказанных органов может после­довать увольнение: это могут быть требования по устранению нарушений как трудового, так и иного законодательства.

В заключение этого вопроса подчеркнем, что действую­щее законодательство предусматривает широкий круг основа­ний прекращения трудового контракта. Тем самым положение работника, нанятого по контракту, является недостаточно ста­бильным. Полагаем, что со временем перечень оснований дос­рочного расторжения контракта мог бы быть уменьшен, сами эти основания следовало бы включать в текст контракта диф­ференцировано (в зависимости от занимаемой работником должности, выполняемой работы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: