Нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий (абз. 2 пп. 2.10 Декрета № 29)

Дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя (пп. 2.10 Декрета №29)

Увольнение по собственному желанию (ст. 40 ТК).

По общему правилу контракты, являющиеся видом срочных тру­довых договоров, нельзя расторгать по желанию работника, так как ст. 40 ТК распространялась только на трудовой дого­вор, заключенный на неопределенный срок. В п. 53 прежнего Генерального соглашения (с дополнением к протоколу от 24 декабря 1998 г. № 11/221 заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам, выработанным 29 декабря 1999 г.) было предусмотрено, что «работник, работающий по контракту, может расторгнуть досрочно контракт по соб­ственному желанию, предупредив об этом нанимателя пись­менным заявлением за один месяц. С согласия сторон контракт может быть расторгнут до истечения срока предупреждения».

К сожалению, в ныне действующем Генеральном соглаше­нии на 2001 - 2003 гг. подобное нормативное положение от­сутствует. Поэтому данная гарантия прав работника может применяться лишь в случае, если она предусмотрена в тариф­ном соглашении, коллективном договоре либо в самом кон­тракте. В противном случае трудовой контракт может быть расторгнут работником лишь по соглашению с нанимателем (ст. 37 ТК) либо по требованию работника при наличии опре­деленных условий (ст. 41 ТК).

По данному основанию могут быть уволены руководители организации, их заместители, главные бухгалтеры и иные, как правило, руководящие работники, по чьей вине допущено нарушение порядка и сроков выплаты за­работной платы, пенсий и (или) пособий. Сроки выплаты зара­ботной платы согласно ст. 73 ТК и п. 4 Декрета № 29 определяются в коллективном договоре, соглашении или тру­довом договоре (контракте). Согласно п. 4 того же Декрета зарплата должна выплачиваться не реже одного раза в месяц (по ст. 73 ТК - не реже двух раз в месяц).

Средний заработок за все время отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала отпуска.

Законодательство не определяет срок невыплаты зарпла­ты, при которой допустимо увольнение работника по данному основанию, поэтому это может быть и полгода, и месяц, и не­деля. Уважительность причин нарушения порядка и сроков выплаты зарплаты, пенсий и (или) пособий определяется в каж­дом конкретном случае. Полагаем, что отсутствие средств на выплату зарплаты ввиду тяжелого финансового положения организации и тому подобные обстоятельства не является ува­жительной причиной.

2. Причинение в связи с исполнением трудовых обязаннос­тей государству, юридическим и (или) физическим лицам иму­щественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к админист­ративной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом) (абз. 3 пп. 2.10 Декрета № 29).

Это основание расторжения контракта представляется сверхшироким, так как формально по нему мо­жет быть уволен работник даже за причинение незначительно­го имущественного ущерба какому-либо лицу (в том числе нанимателю) при исполнении трудовых обязанностей.

Обязательным условием расторжения контракта по данно­му основанию является установление факта причинения ущер­ба определенным юрисдикционным актом государственного органа, а именно: решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполно­моченным государственным органом (должностным лицом).

3. Неоднократное нарушение установленного законода­тельством порядка рассмотрения обращений граждан, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан (абз. 4 пп. 2.10 Декрета № 29).

Общий порядок рассмотрения обращений граждан урегу­лирован в Законе от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» и включает, в частности, следующее:

- личный прием граждан. Например, руководители орга­нов, учреждений, организаций, предприятий должны осуще­ствлять личный прием граждан не реже одного раза в месяц (ст. 5);

- регистрацию обращений граждан (ст. 7);

- соблюдение сроков рассмотрения обращений: 1 месяц со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней (ст. 8).

Под неоднократным нарушением порядка рассмотрения обращений граждан в Декрете № 29 понимается его наруше­ние два и более раза в течение 6 месяцев.

Признак неоднократности относится только к нарушению порядка рассмотрения обращения граждан, тогда как увольне­ние может наступить и за однократный неправомерный отказ в рассмотрении обращений граждан. Причем за неправомерный отказ в рассмотрении обращений граждан по смыслу Декрета № 29 может быть уволен лишь работник государственного орга­на, тогда как за неоднократное нарушение порядка рассмотре­ния обращений граждан - также и работник предприятий, учреждений, организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: