Дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя (пп. 2.10 Декрета №29)
Увольнение по собственному желанию (ст. 40 ТК).
По общему правилу контракты, являющиеся видом срочных трудовых договоров, нельзя расторгать по желанию работника, так как ст. 40 ТК распространялась только на трудовой договор, заключенный на неопределенный срок. В п. 53 прежнего Генерального соглашения (с дополнением к протоколу от 24 декабря 1998 г. № 11/221 заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам, выработанным 29 декабря 1999 г.) было предусмотрено, что «работник, работающий по контракту, может расторгнуть досрочно контракт по собственному желанию, предупредив об этом нанимателя письменным заявлением за один месяц. С согласия сторон контракт может быть расторгнут до истечения срока предупреждения».
К сожалению, в ныне действующем Генеральном соглашении на 2001 - 2003 гг. подобное нормативное положение отсутствует. Поэтому данная гарантия прав работника может применяться лишь в случае, если она предусмотрена в тарифном соглашении, коллективном договоре либо в самом контракте. В противном случае трудовой контракт может быть расторгнут работником лишь по соглашению с нанимателем (ст. 37 ТК) либо по требованию работника при наличии определенных условий (ст. 41 ТК).
|
|
По данному основанию могут быть уволены руководители организации, их заместители, главные бухгалтеры и иные, как правило, руководящие работники, по чьей вине допущено нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий. Сроки выплаты заработной платы согласно ст. 73 ТК и п. 4 Декрета № 29 определяются в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре (контракте). Согласно п. 4 того же Декрета зарплата должна выплачиваться не реже одного раза в месяц (по ст. 73 ТК - не реже двух раз в месяц).
Средний заработок за все время отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала отпуска.
Законодательство не определяет срок невыплаты зарплаты, при которой допустимо увольнение работника по данному основанию, поэтому это может быть и полгода, и месяц, и неделя. Уважительность причин нарушения порядка и сроков выплаты зарплаты, пенсий и (или) пособий определяется в каждом конкретном случае. Полагаем, что отсутствие средств на выплату зарплаты ввиду тяжелого финансового положения организации и тому подобные обстоятельства не является уважительной причиной.
2. Причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом) (абз. 3 пп. 2.10 Декрета № 29).
|
|
Это основание расторжения контракта представляется сверхшироким, так как формально по нему может быть уволен работник даже за причинение незначительного имущественного ущерба какому-либо лицу (в том числе нанимателю) при исполнении трудовых обязанностей.
Обязательным условием расторжения контракта по данному основанию является установление факта причинения ущерба определенным юрисдикционным актом государственного органа, а именно: решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом).
3. Неоднократное нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан (абз. 4 пп. 2.10 Декрета № 29).
Общий порядок рассмотрения обращений граждан урегулирован в Законе от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» и включает, в частности, следующее:
- личный прием граждан. Например, руководители органов, учреждений, организаций, предприятий должны осуществлять личный прием граждан не реже одного раза в месяц (ст. 5);
- регистрацию обращений граждан (ст. 7);
- соблюдение сроков рассмотрения обращений: 1 месяц со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней (ст. 8).
Под неоднократным нарушением порядка рассмотрения обращений граждан в Декрете № 29 понимается его нарушение два и более раза в течение 6 месяцев.
Признак неоднократности относится только к нарушению порядка рассмотрения обращения граждан, тогда как увольнение может наступить и за однократный неправомерный отказ в рассмотрении обращений граждан. Причем за неправомерный отказ в рассмотрении обращений граждан по смыслу Декрета № 29 может быть уволен лишь работник государственного органа, тогда как за неоднократное нарушение порядка рассмотрения обращений граждан - также и работник предприятий, учреждений, организаций.