Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Ссудный процент. Факторы, влияющие на процесс формирования ссудного процесса




Государственный кредит. Классификация государственного кредита, особенности.

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений, в процессе осуществления которых государство может выступить в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Кредит – процесс движения ссудного капитала, предоставляемого во временное пользование на принципах:

1. Возвратность

2. Срочность

3. Платность

4. Обеспеченность

5. Дифференцированный подход к установлению процентной ставки

6. Целевое использование

Свободный резерв = капитал (начальный) + привлеченные резервы + централизованный кредит +\- межбанковский кредит – Активные операции (покупка волюты, драг. металлов, ценных бумаг…)

Государственный кредит:

1. Внутренний государственный кредит:

1.1. Государственные займы

1.2. Обращение части вкладов населения в государственные займы

1.3. Заимствование общегосударственного ссудного фонда

1.4. Гарантированные займы

2. Международный (внешний) государственный кредит

Государственные займы – вид государственного кредита, характеризующегося тем, что временно-свободные средства населения, организаций, предприятий привлекаются на финансирование общегосударственных потребностей путем выпуска облигаций, казначейский обязательств и иных видов государственных ценных бумаг.

На Российском рынке наиболее активно применяют следующие виды ценных бумаг:

- ГКО (государственная краткосрочная бескупонная облигация) – срок погашения 3,6,12 месяцев, эти бумаги характеризуются большой доходностью и высокой обращаемостью, проценты по ним не начисляются. Доходы от данной ценной бумаги налогообложению не подлежат.

- ОФЗ (облигация федерального займа) – среднесрочные ценные бумаги, срок погашения, которой может достигать 3 лет. Облигация имеет купонный доход, условия выпуска обращения и погашения систематически публикуются в средствах массовой информ

Облигации государственного сберегательного займа.

Это долгосрочная ценная бумага, сроком погашения до 5 лет. Это купонная облигация распространяемая, в основном, среди населения через филиалы сберегательного банка.

Обращения части населения в государственные займы.

Это форма кредита идентична 1 с той лишь разницей, что сберегательное учреждения страны предоставляют кредит за счет заемных средств. Как правило, к таким средствам относятся деньги вкладчиков, которые в данном случае не уведомляются о направлении использовании данных средств. Такой кредит осуществляется путем покупки государственных ценных бумаг.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

Характеризуется, что государственное кредитное учреждения непосредственно (не покупая государственные ценные бумаги) передают часть кредитных ресурсов, отданных в их распоряжения на покрытие расходов правительства. Данная форма кредитования свойственна для тоталитарных режимов и применялась в СССР. Эта форма кредита явилась одной из существенных причин роста инфляции при жестком контроле над эмиссией наличных денежных средств.




Гарантированные ссуды.

Данный вид заимствований назван так, потому что правительство страны гарантирует безусловное погашение займов выпущенных нижестоящими органами власти и отдельными предприятиями.

Таким образом, механизмы функционирования государственного кредита реализуются по средствам осуществления государственных займов. Часть указанных видов займов входят в состав государственного долга.

Государственный долг подразумевает сумму всех неоплаченных финансовых обязательств государства, с учетом процентов начисленных на них к определенному периоду времени.

Государственные займы, которые составляют государственный долг, могут быть классифицированы по следующим признакам.

Классификация займов государственного долга  
Признак размещения 1) Внешние займы – обязательства государства перед не резидентами 2) Внутренние займы - обязательства государства перед резидентами
Способ обращения 1) Не рыночные займы – займы, не имеющие вторичного фондового рынка, так как они покупаются инвесторами у правительства и могут быть проданы только ему. На фондовом рынке такие ценные бумаги не котируются. Эмитенты при их размещении ставят основную цель – привлечение кредитных ресурсов населения. 2) Рыночные займы – займы оформленные в виде ценных бумаг, которые свободно обращаются на первичном и вторичном рынке.
По сроку заимствования 1) Краткосрочные – от нескольких дней до года. 2) Среднесрочные – от года до 5 лет. 3)Долгосрочные – от 5 до 25 лет с правом последующей пролонгации.
По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов 1) Закладные займы – займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом. К данному способу обеспечения прибегают заемщики, надежность которого в глазах потенциального кредитора не достаточна. 2) Без закладные займы – займы оформленные в облигации и другие обязательства не имеющие конкретного имущественного обеспечения.
По уровню эмитента В 3 уровневой финансовой системе России государственные займы могут быть разделены по уровню его размещения (федеральные, региональные, местные займы)
По форме выплаты дохода 1) Процентные займы – доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. 2) Дисконтные займы – доход по ним получают за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом, с их последующем погашениям по номинальной стоимости к установленному сроку. 3) Выигрышные займы – доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша. 4) Индексационные займы – доход по ним выплачивается по средствам индексации номинальной стоимости первоначально приобретенных ценных бумаг
Кроме того в качестве средства стимулирующего инвестиции в государственные ценные бумаги органы государственной власти и управления могут установить льготный режим налогообложения доходов, полученных от государственных ценных бумаг.
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа 1) Выкуп обязательств, с правом досрочного погашения – возможность у заемщика досрочно выкупить свои долговые обязательства. 2) Обязательства выпущенные без права их досрочного погашения. в случае выпуска данных обязательств при снижении цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупить свое обязательство, в связи с этим несет определенные потери, а инвестор имеет дополнительную выгоду.
По способу погашения задолженности 1) Займы, подлежащие к оплате единовременно. 2) Займы подлежащие оплате по частям – в этом случае заемное соглашение может предусматривать 3 варианта его погашения: - погашение равными долями на протяжении оговоренного срока -погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока -погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока (аннуитетный платеж)
По способу определения предлагаемого инвестору дохода 1) Займы с постоянным фиксированным доходом 2) Займы с переменным уровнем дохода

Ссудный процент - объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости. Его возникновение обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые, в свою очередь, определяются отноше­ниями собственности. Ссудный процент возникает там, где отдельный собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование с целью ее производительного потребления. Эта стоимость обладает чертами товара. Ее потребительная стоимость (полезность) состоит в производстве прибыли, которая, с одной стороны, составляет доход производителя; с другой - кредитора (в форме процента).



Движение ссужаемой стоимости таково:

Д-Д', т.е.Д'-Д=∆Д,

где Д - ссужаемая стоимость;

Д' - наращенная сумма долга;

∆Д - приращение к ссуде, выступающее в виде платы за кредит.

Для кредитора цель сделки состоит в получении определенного дохода на ссуженную стоимость; предприниматель привлекает средства также с целью увеличения прибыли. Ее размер зависит от цены продукции и затрат на ее производство, т.е. от себестоимости продукции, представляющей затраты живого и овеществленного труда. Когда предприниматель привлекает заемные средства, то из прибыли он должен уплатить проценты. Если исходить из принципа равного дохода на вложенные средства, то на один рубль заемных средств приходится величина прибыли, соответствующая доходности собственных вложений. Столкновение интересов собственника средств и предпринимателя, пускающего их в оборот, приводит к разделению прибыли на вложенные средства между заемщиком и кредитором. Доля последнего выступает в форме ссудного процента.

В экономической литературе советского периода (особенно 20-30-е гг.) ссудный процент чаще всего воспринимался как средство снижения себестоимости продукции. Действительно, ссудный процент включался в себестоимость продукции. Поэтому его трактовка как элемента себестоимости не кажется противоестественной. Тем не менее при данной характеристике ссудного процента теряется его специфика. В основу себестоимости продукции входит не только ссудный процент, но и другие компоненты. Более того, стоимость живого и овеществлен­ного труда имеет более высокий удельный вес, поэтому экономия именно данных издержек представляла бы наиболее ощутимое средство снижения себестоимости товаров.

Вряд ли убедительно и определение процента как средства возмещения расходов банка, поскольку оно не характеризует сущности ссуд­ного процента, а сведено лишь к определению результатов одного из участников кредитных отношений.

В 80-х гг. в советской экономической литературе главенствующее место заняли теории, определяющие ссудный процент в качестве иррациональной цены кредита.

Развитие рыночных отношений в экономике России определило условия для трансформации функций ссудного процента, присущих ему в системе административного управления: стимулирующей и распределения прибыли в более широкую регулирующую функцию, которая содержит элементы стимулирования и распределения.

Вместе с тем еще не созданы предпосылки, которые позволили бы проценту в полном объеме реализовать функцию регулятора производства, соответствующую рыночным условиям. Если уровень ссудного процента складывается на основе соотношения спроса и предложения кредита, как это характерно для рыночного хозяйства, он должен четко отражать изменение экономической конъюнктуры. Стимулы к до­полнительным инвестициям с привлечением кредита будут сохраняться до тех пор, пока ожидаемая рентабельность превышает текущую норму процента или равна ей. Однако данная схема на сегодняшний день не соответствует реальным экономическим условиям. Несмотря на рыночное формирование уровня ссудного процента, ряд процессов (инфляция, экономический кризис, особенности валютного регулиро­вания, неразвитость денежного рынка, монопольное владение государством отдельными отраслями производства) не позволяет проценту выступать эффективным регулятором производства.

Тем не менее отдельные направления экономического регулирования присущи и современному функционированию ссудного процента. Так, посредством нормы процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита. Он содействует рациональному сочетанию собственных и заемных средств. В условиях рыночного формирования уровня ссудного процента привлечение в оборот заемных средств является выгодным только при покрытии кредитом временных и необходимых дополнительных потребностей. Всякое излишнее использование кредита снижает общий уровень рентабельности вложений.

Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов. Рост потребностей хозяйства в кредитах должен быть покрыт соответствующим приростом банковских депозитов как источников кредитования. Это ведет к повышению ставок депозитного процента до размера, уравновешивающего предложение депозитов и спрос на них со стороны банка. Напротив, при сокращении потребностей хозяйства в кредитах снизятся доходы банка от предоставляемых ссуд. Увеличить прибыль он сможет при сокращении пассивных операций. Таким образом, уменьшение притока ресурсов в кредитную систему выступает реакцией на снижение потребностей хозяйства в заемных средствах.

Процентная политика коммерческого банка уже сегодня направлена на соответствующее управление ликвидностью его баланса.

Дифференциация уровня ссудного процента по активным операциям в зависимости от ликвидности вложений приводит к соответствию спроса на рисковый кредит со стороны заемщиков требованиям ликвидности баланса банков. Аналогично прослеживается роль процента по депозитным операциям как стимула привлечения наиболее устойчивых средств в оборот кредитного учреждения.

Устанавливаемая Центральным банком РФ ставка платы за ресурсы наряду с нормой обязательных резервов и условиями выпуска и об­ращения государственных ценных бумаг постепенно становится эффективным средством управления коммерческими банками. Не прибегая к прямому регулированию процентной политики последних, Центральный банк РФ определяет единство процентной политики в масштабах хозяйства, стимулируя повышение или понижение процентных ставок.

В целом усиление роли банковского процента в экономике и превращение его в действенный элемент экономического регулирования непосредственно связаны с состоянием экономической ситуации в стране и ходом реформ. Для современных экономических отношений характерно усиление роли банковского процента как результат проявления его регулирующей функции.

Существуют различные формы ссудного процента, их классификация определяется рядом признаков, в том числе:

• формами кредита;

• видами кредитных учреждений;

• видами инвестиций с привлечением кредита;

• сроками кредитования;

• видами операций кредитного учреждения.

Для ссудного процента во всех его формах характерен следующий механизм использования:

• Уровень ссудного процента определяется макроэкономическими факторами: соотношением спроса и предложения средств, степенью доходности на других сегментах финансового рынка, регулирующей направленностью процентной политики Центрального банка РФ, а так­же зависит от конкретных условий сделок как по привлечению, так и размещению средств.

• Центральный банк РФ переходит от прямого административного управления нормой ссудного процента к экономическим методам регулирования уровня платы за кредит: посредством изменения платы за кредит на рефинансирование кредитных учреждений, путем маневрирования нормой обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ от суммы привлеченных вкладов, через изменение уровня доходности по операциям с государственными ценными бумагами.

• Порядок начисления и взимания процентов определяется договором сторон. Как правило, применяется ежемесячное либо ежекварталь­ное начисление процентов.

• Источник уплаты процента различается в зависимости от характера операции. Так, платежи по краткосрочным ссудам включаются в себестоимость продукции; расходы по долгосрочным и по просроченным кредитам относятся на прибыль предприятия после ее налогообложения.

При формировании рыночного уровня ссудного процента на отклонение его величины от средней нормы прибыли влияют как общие факторы, действующие на макроуровне, так и частные, лежащие в основе проведения процентной политики отдельных кредиторов. К числу общих факторов относятся:

– уровень ставки рефинансирования;

– соотношение спроса и предложения заемных средств;

– регулирующая направленность политики Центрального банка РФ;

– степень инфляционного обесценения денег.

Посредством нормы процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита. Он содействует рациональному сочетанию собственных и заемных средств. В условиях рыночного формирования уровня ссудного процента привлечение в оборот заемных средств является выгодным только при покрытии кредитом временных и необходимых дополнительных потребностей. Всякое излишнее использование кредита снижает общий уровень рентабельности вложений.

Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов. Рост потребностей хозяйства в кредитах должен быть покрыт соответствующим приростом банковских депозитов как источников кредитования. Это ведет к повышению ставок депозитного процента до размера, уравновешивающего предложение депозитов и спрос на них со стороны банка. Напротив, при сокращении потребностей хозяйства в кредитах снизятся доходы банка от предоставляемых ссуд. Увеличить прибыль он сможет при сокращении пассивных операций. Таким образом, уменьшение притока ресурсов в кредитную систему выступает реакцией на снижение потребностей хозяйства в заемных средствах.

Процентная политика коммерческого банка уже сегодня направлена на соответствующее управление ликвидностью его баланса.

Дифференциация уровня ссудного процента по активным операциям в зависимости от ликвидности вложений приводит к соответствию спроса на рисковый кредит со стороны заемщиков требованиям ликвидности баланса банков. Аналогично прослеживается роль процента по депозитным операциям как стимула привлечения наиболее устойчивых средств в оборот кредитного учреждения.

Устанавливаемая Центральным банком РФ ставка платы за ресурсы наряду с нормой обязательных резервов И условиями выпуска и обращения государственных ценных бумаг постепенно становится эффективным средством управления коммерческими банками. Не прибегая к прямому регулированию процентной политики последних, Центральный банк РФ определяет единство процентной политики в масштабах хозяйства, стимулируя повышение или понижение процентных ставок.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 559; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8727 - | 7137 - или читать все...

Читайте также:

  1. CASE-технологии. В данной технологии исследуемый процесс разбивается на подпроцессы и представляется в виде сети, связанной потоками данных
  2. Cоздание списков (маркированные и нумерованные) в текстовом процессоре Word
  3. EV-6 же представляет собой просто 64-битный канал обмена между процессором и чипсетом. Каждый процессор в многопроцессорной системе должен иметь свою шину EV-6
  4. I. Методы усиления естественных процессов детоксикации
  5. I. Предпосылки формирования профсоюзного движения
  6. I. РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ В КОТЛАХ И КОТЕЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ
  7. I. Создание общих условий эффективного учебно-воспитательного процесса
  8. II этап сестринского процесса: сестринская диагностика
  9. II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  10. II. Предложение, функция предложения, закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на объем предложения
  11. II. Процесс реализации стратегии
  12. II. Системы и процесс стратегического контроля


 

3.92.28.84 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.