Преимущества и недостатки EDI
Главным положительным свойством EDI, привнесенным в мир электронной коммерции, является стандартизация всех процедур документооборота между компаниями. Установив у себя EDI-шлюз, компания получает возможность вести электронный бизнес с любой другой компанией, имеющей такой же шлюз. Сейчас EDI-шлюзы интегрированы во все наиболее известные системы управления предприятием, а также во все известные пакеты приложений для Интернет-коммерции. Еще один немаловажный фактор состоит в том, что EDI является удобным и безопасным интерфейсом, надежность которого была проверена в течение многих лет эксплуатации. В качестве основных недостатков EDI можно назвать следующие.
- Необходимость доработки программного обеспечения информационных систем компаний для отображения данных из внутрикорпоративного представления (то есть из баз данных или ERP-систем) в EDI-совместимый формат.
- Необходимость согласования способа формирования EDI-пакетов, поскольку стандарты допускают некоторый произвол в этом отношении. Например, нет четкого метода присоединения комментариев к телу EDI-сообщения. Поэтому на практике компании вынуждены не только ограничивать число поддерживаемых типов EDI-сообщений, но и договариваться друг с другом об их окончательном формате. Мало того, что для такой работы требуется высокооплачиваемый квалифицированный персонал, разные реализации EDI оказываются несовместимыми между собой.
|
|
- Большой объем транзакций. Для того чтобы внедрение этой технологии окупилось, число транзакций должно быть просто огромным, а это характерно лишь для крупных компаний. Для примера, стоимость внедрения EDI составляет порядка 100 000 долларов и более.
Перечисленные недостатки показывают, что внедрение EDI является достаточно сложным и дорогостоящим мероприятием, а потому доступным только крупным компаниям.
Прорыв в области интеграции информационных систем электронной коммерции сегодня связывается с новым расширенным языком разметки документов — extensible Markup Language (XML), на основе которого формируются новые стандарты электронного взаимодействия компаний. Прогнозируется, что использование этого языка позволит значительно упростить процессы взаимодействия между информационными системами предприятий и тем самым привлечь множество компаний среднего и малого размера в мир электронной коммерции.
Один из этих стандартов, названный XML/EDI, устраняет главный недостаток EDI: сложность отображения корпоративных данных из внутреннего представления в EDI-формат. XML/EDI обеспечивает универсальный способ отображения корпоративных данных в EDI-структуры. Достигается это за счет шаблонов — формальных определений структуры сообщений. Благодаря им разделяется структура сообщения и содержащиеся в нем рабочие данные, что также позволяет упростить автоматическую интерпретацию данных программой-клиентом.
|
|
То, как именно обрабатывается XML/EDI-сообщение, зависит от типа клиента. Например, развернутая в крупной компании ERP-система, поддерживающая XML/EDI, может провести все необходимые действия без участия человека. Если же сообщение поступило в мелкую фирму, где системы управления предприятием нет, то оно может быть отображено в виде Web-формы в броузере, установленном на рабочем месте менеджера. Важно то, что в обоих случаях система, инициирующая транзакцию, действует одинаковым образом.
Помимо XML/EDI в настоящее время разрабатывается и множество других базирующихся на XML технологий, позволяющих обмениваться данными и документами. Например, корпорация Microsoft готовит к выпуску опирающуюся на XML технологию BizTalk, предназначенную для связи систем управления предприятиями.
Все эти разработки должны обеспечить дальнейшее снижение себестоимости систем электронной коммерции. Кроме того, эти технологии позволят компаниям интегрировать системы управления ресурсами предприятия в рамках цепочек поставок, получить доступ к планам и информации о текущем положении своих партнеров. Благодаря этому они смогут лучше прогнозировать совместный бизнес и эффективнее следить за спросом.
Все сказанное выше также дает понять, что для ведения электронной коммерции компании должны достичь определенного уровня упорядоченности своих бизнес-процессов. Использование современных информационных технологий приводит к снижению издержек лишь в компаниях, где развернуты системы автоматизации предприятия.