Категории электронной коммерции

Появление Интернета, взаимодействие через Web-броузер

Появление Интернета значительно удешевило ведение электронной коммерции за счет низкой себестоимости передачи информации и при­вело к возникновению ее качественно новых форм. Одной из таких форм стали системы уровня «бизнес—бизнес» (В2В) и «бизнес-потребитель» (В2С), где ключевым моментом является взаимодей­ствие через Web-броузер, а EDI-технологии не используются или их применение носит вторичный характер.

Функционируют они следующим образом. Компания-продавец раз­мещает на своем Web-узле (с открытым или ограниченным доступом) интерфейс, с помощью которого конечный потребитель или фирма-партнер может, например, сформировать и разместить заказ в инфор­мационной системе компании-продавца. После этого специальное программное обеспечение и ERP-система компании-продавца сами обрабатывают заказ, проводя вторичные транзакции, необходимые, скажем, для перевода денег со счета на счет или формирования зака­зов у компании, занимающейся доставкой товара и т. д.

Системы электронной коммерции позволяют покупателю не общать­ся с продавцом, не тратить время на хождение по магазинам, а также иметь более полную информацию о товарах. Продавец же может быс­трее реагировать на изменение спроса, анализировать поведение по­купателей, экономить средства на персонале, аренде помещений и т. п. Таким образом, порядок работы виртуального торговца во многом на­поминает порядок работы мелкооптового дистрибьютора.

Главные преимущества для продавца состоят в расширении круга по­купателей, в который сразу попадают те компании, которые не в со­стоянии из-за большой стоимости внедрить EDI, в возможности ис­пользовать информационные технологии для осуществления продаж конечным потребителям, то есть выйти на рынок «бизнес—потребитель» (В2С), а также в устранении возможных посредников в торговле. В качестве одного из ярких примеров можно привести корпорацию Dell, которая одна из первых сделала ставку на виртуальную форму ведения бизнеса и быстро добилась успеха.


После краткого введения в историю развития электронной коммер­ции определим основные понятия ведения коммерческой деятельнос­ти в среде Интернета. К ним относятся «электронный бизнес», «элект­ронная коммерция» и ряд других.

Электронный бизнес — любая деловая активность, использующая воз­можности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли. Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса. Под электронной коммерцией (е-коммерция) подразумеваются любые формы деловых сделок, при которых взаимо­действие сторон осуществляется электронным способом вместо фи­зического обмена или непосредственного физического контакта и в результате которого право собственности или право пользования то­варом или услугой передается от одного лица другому. Электронную коммерцию можно разделить на следующие категории, ряд из которых уже упоминался выше (рис. 2.4):

- бизнес—бизнес (business-to-business, B2B);

- бизнес—потребитель (business-to-consumer, B2C);

- бизнес—администрация (business-to-administration, B2A);

- потребитель—администрация (consumer-to-administration, C2A);

- потребитель—потребитель (consumer-to-consumer, C2C).





Подборка статей по вашей теме: