Предельная норма замещения

Правило потребительского поведения и условие равновесия

В соответствии с законом убывания предельной полезности денежные расходы на покупки и текущее потребление покупатель должен распределить так, чтобы суммарный полезный эффект был максимальным, обеспечивая равновесие между затратами и потреблением. В теории этот принцип называется «правилом рационального потребительского поведения».

При фиксированном личном бюджете и неизменных ценах товаров потребитель руководствуется правилом: при убывающей предельной полезности любого товара он стремится максимизировать суммарный потребительский эффект от всех осуществленных покупок. Максимальный потребительский эффект достигается при соблюдении условия: равная предельная полезность товара на равновеликую единицу денежных затрат.

Второй закон Госсена гласит: максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ.

Покупатель будет увеличивать закупку товара, имеющего сравнительно большую предельную полезность на единицу денежных затрат, стремясь максимизировать суммарный потребительский эффект именно этими закупками. Одновременно будет сокращаться закупка товара с меньшей предельной полезностью. Замещения менее полезных товаров более полезными в конечном итоге обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат. Руководствуясь правилом равных предельных полезностей на единицу денежных расходов, покупатель перераспределяет денежные расходы в пользу большей закупки одних товаров, отказываясь от последней единицы другого товара. Уравновесив таким образом свою выгоду и затраты, покупатель достигает равновесия по показателю «равной предельной полезности на равновеликую денежную единицу расходов».

Предельная норма замещения – это мера, показывающая максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Увеличение полезности от потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат личного бюджета. Предельная норма замещения (МRS) одного товара другим должна быть равна соотношению цен взаимно заменяемых товаров. Она может быть выражена так:

7.7. Потребительское поведение в категориях «кривых безразличия»

Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью «кривых безразличия».

На «кривой безразличия» представлены все возможные комбинации (наборы) товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю безразлично, какой из них выбрать.

Рис. 16. «Кривая безразличия»

Свойства «кривых безразличия»:

1) «кривые безразличия» покупателей имеют отрицательный наклон. Точки на кривой - это товарные наборы одинаковой полезности и потребительских эффектов.

2) наклон «кривой безразличия» показывает соотношение предельной полезности «ассортимента» набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие - на вертикальной оси.

3) наклон «кривой безразличия» в различных точках неодинаков. Каждая точка на кривой - это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребительских предпочтений. Соответственно предельная норма замещения одного товара другим определяет крутизну «кривой безразличия» на различных ее участках. Процесс замещения одного товара другим идет по убывающей.

4) каждая «кривая безразличия» соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов.

5) «кривые безразличия» не пересекаются. Каждая кривая описывает какой-либо один уровень потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: