double arrow

Философия древней Индии


Философия Древнего мира.

  1. Философия древней Индии.
  2. Философские системы в Древнем Китае.
  3. Античная (Греко-римская) философия.

Традиционно в Индийской философии принято выделять три периода: 1) ведический – ΧV – V вв. до н.э.; 2) Классический – V в. до н.э. – Χ в. н.э.; 3) Индуистский – с Χ в. н.э. Индийская философия развивалась непрерывно. Древнейшие тексты содержатся в Ведах (сборник гимнов и заклинаний, описания ритуалов), которые были написаны до ΧV в. до н.э. Все создаваемые в дальнейшем философские работы связаны с толкованием и комментарием ведических текстов. Всю ведическую литературу принято делить на четыре группы: 1) Самхиты, 2) Брахманы (комментарии к ведам), 3) Араньяки (комментарии к ведам, предназначенные для отшельников), 4) Упанишады (религиозно-философские тексты). Такое деление отражает историческую последовательность развития философской литературы. Самыми древними являются Самхиты, философские произведения трех остальных групп – комментарии и дополнения к ведам. Самхиты представляют собой четыре сборника гимнов: Ригведа – самая древняя и авторитетная из вед (собраний из 1017 самхит (гимнов), обращенных к ведическим богам); Самаведа – описание правильного произнесения гимнов Ригведы; Яджурведа – описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы; Атхарваведа – собрание заклинаний. Ригведа – самая ранняя из Вед и самая главная. Гимны Ригведы представляют собой попытку древних индийцев постичь тайны бытия. Способ постижения мира – миф. В Ригведе модель мира ориентирована на Космос, с которым все соотносится и к которому все причастно. Пространство и время рассматриваются как единство синхронии и диахронии. Одно из важнейших понятий – Рита – закон круговращения Вселенной, некий космический порядок, закономерный ход вещей. Рита предполагает синхроническое развитие Вселенной, в диахронии подразумевается циклические смены хаоса и космоса. Рита предшествовала возникновению материального мира, телесный мир – лишь проявление Риты. Учение о Рите – основа философских представлений древних индийцев. Еще одним важнейшим понятием является понятие «Пуруша». Пуруша в мифологическом плане выступает как первочеловек, вселенский человек, зародившийся из хаоса, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве. Принесение его в жертву привело к возникновению трех миров: космического, мира людей и мира животных. В философской трактовке пуруша – это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир. Веды относятся к литературе шрути – откровению, которым наделяло человека божество. Наряду с литературой шрути действует литература смрити – различного рода комментарии и истолкования священных текстов, это книги, созданные людьми для разъяснения божественных истин.






Упанишады – философская часть Вед. Это тексты, сочиненные различными авторами, в различное время и на разные темы.

Для индийской философии большое значение имеет время возникновения и развития Вед. Большинство исследователей сходятся во мнении, что период написания Вед с середины второго до середины первого тысячелетия до н.э. совпал с периодом формирования классового общества. В обществе начали формироваться четыре группы, или варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, которые различаются по своему общественному положению, правам и обязанностям. Брахманы-жрецы и кшатрии-воины составляли высший социальный слой, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, а низший слой – шудры.

Начиная с VІ в до н.э. начинается процесс развития древнеиндийской философии и становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выделять девять, которые делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. К ортодоксальным школам относятся: миманса, веданта, санкхья, вайшешика, ньяя, йога. К неортодоксальным школам относят: буддизм, джайнизм, чарвака. Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и основываются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы, которые основываются только на ведах – миманса и веданта. Но есть школы, которые кроме вед признают еще иные источники знания.



Неортодоксальными называются те школы индийской философии, которые не признают веды священными и базируются на иных источниках.

Философские школы продолжают разработку проблем, поднятых в ведической литературе.







Сейчас читают про: