Философские системы в Древнем Китае

Философская мысль в древнем Китае зародилась в период VІ – ІІІ вв. до н.э. Формирование философских представлений происходило в сложных социальных условиях. Философские воззрения древних китайцев зарождались и формировались на базе религиозно-мифологического осмысления мира.

Традиционному китайскому философскому мышлению свойственно отсутствие четкой определенности понятий категориального аппарата, многозначность терминов, акцент на передачу уже созданного, а не на творчестве нового и т.д. Натурфилософские воззрения китайских мыслителей не находили более или менее адекватного выражения в философии. Для объяснения мира они использовали наивно-материалистические идеи о пяти первостихиях, о началах инь и Ян, и т.д. Вопросы мышления, природы человеческого сознания были поставлены в ней в самом общем виде.

Мир представлялся как безостановочный процесс становления, поэтому представления о нем постоянно меняются.Истинное знание заключается не в исследовании объектов для дальнейшего их использования, а в достижении однобытия с миром. Китайская философия создает интравертную модель мира, в которой два основополагающих начала инь и Ян взаимодополняют друг друга. Присутствия во всем, инь и Ян действуют друг в друге, что создает внутренний источник движения. Развитие мира – это чередование инь и Ян.

Формировали представления о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир. Возникает идея о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода, Металл, Дерево), о тождестве человека-микрокосма и вселенной-макрокосма.

Количество направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». Но можно выделить шесть основных течений в древнекитайской философии: школа Инь-ян – занималась философией природы, проявлением в природе Инь и ян и их взаимодействие; Конфуцианство – этико-политическая проблематика; Моизм – социально-политическая проблематика; школа имен – проблема семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями; Легизм – законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми; Даосизм – природа и сущность Дао и Дэ и их проявление в природе и обществе.

Основными из школ впоследствии стали конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство – одна из основных школ. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) основоположник школы в своем учении исходил из неразделимости физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок. В центре учения стоит – цзюнь-цзы – «благородный муж», идеализированный облик правителя. Культурность и правильное общественное устройство – это две стороны единого пути человека, который дано осознать и поддерживать не всем, а только образованным людям – чиновникам. «Благородный муж» должен воспитать в себе пять положительных качеств. Обязательное качество – гуманность, это совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу. Обязательным качеством является следование долгу. Долг – это моральное обязательство, которое человек в силу своих добродетелей и совершенств накладывает на себя. Следующее качество – «сыновья почтительность». Это утверждение – занимает центральное место в учении Конфуция и является основой гуманности. Следующая категория – следование правила и нормам. Следующая добродетель – знание. (Жэнь, Сяо, Ли, И, Мин).

Еще одной стороной философского учения Конфуция – было философствование как комментирование. Конфуций считал главным – изучение культурного наследия прошлого. Для создания порядка в мире необходимо изменение вещей в соответствии с их названиями.

Конфуцианство стало популярным учением. Уже во ІІ в. до н.э. Конфуций был обожествлен а учение приобрело черты религии.

Почти одновременно появляется еще одна философская система – даосизм. Основатель школы – Лао-цзы. Дао – одна из важнейших категорий даосизма. Переводится как путь. Дао – это всеобщий закон природы, начало и конец творения. Дао –это все и ничто. Дао – великий путь которым следует вселенная или космический закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао – это субстанция, т.е. основа и носитель этого закона. Дао присуща благородная сила – Дэ (добродетель), посредством которой Дао себя проявляет. Дао первично по отношению к небу, Небо первично по отношению к земле, земля первична по отношению к человеку.

Значение Дао, согласно даосизму, доступно не всем людям, а только совершенномудрым. Человек и человеческое общество – это часть природы, поэтому их развитие также определяется Дао. Даосизм – был ведущим философским учением древнего и средневекового Китая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: