Вопрос 2. Состав затрат (по экономическим элементам), образующим себестоимость.
Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
ü материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
ü затраты на оплату труда;
ü отчисления на социальные нужды;
ü амортизация основных средств;
ü прочие затраты.
1. Материальные затраты отражают стоимость приобретаемого со стороны сырья и материалов, стоимость покупных материалов, комплектующих, изделий и полуфабрикатов, стоимость работ и услуг производственного характера, выплачиваемых сторонним организациям, стоимость природного сырья, топлива, энергии и т.д.
Стоимость материальных ресурсов определяется из цен на их приобретение (без НДС) с учетом наценок и комиссионных вознаграждений снабженческим организациям, стоимости услуг...
2. Затраты на оплату труда отражают затраты на оплату труда персонала предприятия, включая премии, стимулирующие и компенсирующие выплаты и затраты на оплату труда работников несписочного состава. В стоимость оплаты труда включается стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты труда работника.
|
|
3. Отчисления на социальные нужды – комментарии излишни… J
4. Амортизация основных средств отражает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств...
5. Прочие затраты - это налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитам в пределах ставок, затраты на командировки, по подготовке и переподготовке кадров, плата за аренду, износ по нематериальным активам, ремонтный фонд, платежи по обязательному страхованию имущества и так далее.
Смета позволяет рассчитать:
- объем реализации продукции по себестоимости;
- прибыль от реализации продукции.
Калькуляция - это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов.
Для исчисления себестоимости любой продукции необходимы:
- объекты калькулирования;
- объекты учета затрат;
- порядок распределения затрат по объектам калькулирования;
- порядок организации аналитического учета затрат на производство;
- содержание калькуляции;
Существует типовая номенклатура затрат по статьям калькуляции.
В планировании, учете и калькулировании применяется следующая классификация по статьям расходов:
1. Сырье и материалы (иногда выделяются вспомогательные).
2. Возвратные отходы вычитаются.
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.
4. Топливо и энергия для технологических целей.
|
|
5. Основная заработная плата основных производственных рабочих.
6. Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих.
7. Отчисления на социальные нужды.
8. Расходы на подготовку и освоение производства.
9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
10. Общепроизводственные (цеховые) расходы.
11. Общехозяйственные (общезаводские, общекорпоративные, общефирменные) расходы.
12. Потери от брака.
13. Прочие производственные расходы.
= все это производственная себестоимость
+ непроизводственные расходы
= полная себестоимость
+ прибыль
= цена реализации
В состав расходов на эксплуатацию и содержание оборудования включаются:
- амортизация оборудования и транспортных средств;
- затраты на эксплуатацию оборудования (топливо, энергия и так далее);
- затраты на ремонт;
- износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов приспособлений МБП.
В состав цеховых расходов входит:
1. Содержание аппарата управления цехом.
2. Содержание прочего персонала.
3. Амортизация зданий, сооружений, инвентаря.
4. Затраты на содержание зданий, сооружений, инвентаря.
5. Ремонт зданий, сооружений, инвентаря в цехе.
6. Испытание, рационализаторство, и изобретательство.
7. Затраты на охрану труда.
8. Износ МБП.
Состав общезаводских расходов:
1. Затраты, связанные с управлением предприятием.
2. Подготовка кадров.
3. Сборы и отчисления.
4. Остальные расходы, аналогичные цеховым расходам.
Для составления калькуляции продукции используется:
1. Спецификации на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие (сделать проверку калькуляции).
2. Технологические карты с операционными нормами времени и расценками.
3. Система норм и нормативов, действующих на предприятии.
4. Сметы накладных расходов.