Стандартной формой представления инвестиционного проекта является бизнес-план.
Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях проекта, ожидаемых результатах и методах осуществления.
Бизнес-план составлять рекомендуется на 3-5 лет вперед.
Бизнес-план имеет следующую структуру:
1. Титульный лист
2. Резюме
3. Общее описание компании
4. Продукция и слуги
5. Маркетинг-план
6. Производственный план
7. Управление и организация
8. Капитал и юридическая форма компании
9. Финансовый план
10. Оценка рисков
11. Приложения
Итак, по пунктам более подробно:
1. Титульный лист - содержит сведения об основных атрибутах фирмы, о целях и краткой сути проекта, о стоимости проекта, о потребности во внешнем кредитовании.
2. Резюме - представляет собой краткую аннотацию бизнес-плана. Сведения, включаемые в резюме, должны передавать все особенности проекта, включая цели проекта, продукцию и услуги, рынки сбыта и конкуренцию, организацию и управление проектом, финансовую информацию о проекте, и потенциальные выгоды для участников проекта. Но не более 3х страниц.
|
|
3. Общее описание компании. В этом разделе необходимо отразить:
- основные виды деятельности и характер компании без детализации;
- стадии развития данного бизнеса;
- профиль компании;
- что и как компания намерена продавать своим клиентам;
- где расположена компания;
- в каких географических пределах компания намерена развиваться;
- каковы цели данного бизнеса;
- отличия данного предприятия от других компаний;
4. Продукты и услуги. Раздел должен содержать:
- физическое описание продукции или услуг;
- описание возможностей их использования;
- привлекательные стороны предлагаемой продукции и услуг;
- степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;
- список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв.
5. Маркетинг-план – это одна из важнейших частей бизнес-плана... Цель данного раздела заключается в том, чтобы разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок, чтобы обеспечить сбыт товаров. В этом разделе должны быть отражены следующие аспекты:
- определение спроса и возможностей рынка;
- анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;
- описание стратегии маркетинга данной компании;
- результаты исследования рынка;
- прогнозы объема продаж.
6. В разделе производственный план должно быть описано, как бизнес будет создавать свою продукцию и услуги. Необходимо ответить на следующие вопросы:
|
|
- общий подход к организации производства;
- какие источники сырья и материалов предлагается использовать;
- какие технологические процессы будут использованы;
- какое оборудование и какой мощности необходимо;
- каковы требования в отношении трудовых ресурсов.
7. В разделе управление и организация нужно:
- коротко представить основных участников будущего предприятия;
- привести организационную схему будущего предприятия;
- объяснить, каким образом будет проводиться подбор, подготовка и оплата сотрудника.
8. В разделе капитал и юридическая форма компании необходимо указать форму собственности и правовой статус предприятия, указать источники средств.
9. Цель финансового раздела заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Финансовый план обязательно должен содержать планируемый график выполнения работ (календарный план) в рамках проекта. Необходимо ответить на вопросы: что, где, откуда...
10. В разделе оценка рисков требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись...
11. В приложении используются документы:
- автобиографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
- результаты маркетинговых исследований;
- заключение аудиторов;
- фотографии образцов продукции;
- подробные технические характеристики продукции;
- план предприятия;
- план прилегающих к предприятию территорий;
- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия или о предлагаемом к производству продукте;
- отзывы авторитетных организаций;
- копии учредительных документов: устав, учредительский договор, свидетельство о регистрации, зарегистрированные изменения в уставе, копии балансов и отчетов и финансовых результатах предприятия.
А также дополнительные документы:
- договоры аренды складских и производственных площадей;
- договора о поставках;
- лицензии;
- перечень имущества.