Похищение Юнии - завязка действия. Оно умело кладет начало раздваивающемуся конфликту произведения. С одной стороны похищение Юнии ставит Нерона в конфликт с Британиком и Юнией, а с другой - обнажает еще ранее возникший конфликт Нерона с матерью.
В связи с этим, критики довольно часто говорят, что главенствующий конфликт трагедии - это конфликт матери и сына, они интерпретируют эту трагедию как политическую, следовательно, главная тема - борьба за власть. Но с этим никак нельзя согласится. Потому что трагедия Расина не политическая.
Главная тема трагедии - становление личности в обстановке абс власти, а в связи с этим конфликт Нерона и Агриппины носит явно фоновый характер. При том, что этот конфликт очень выразительный и очень важный для понимания персонажей.
Главенствующий конфликт - конфликт Британика и Юнии с Нероном.
Не случайно каждый раз при встречи с Британиком и Юнией у Нерона поднимается маска и появляется истинное лицо, искаженное ревностью и ненавистью, жестокой страстью.
|
|
Именно в этом конфликте выражается характерная для трагедий Расина 1760-х гг поляризация власти (начало жестокое и разрушительное) и нравственности (сила духа и верность нравственному началу).
Первое обнажение конфликта мира власти и нравственности
Первое обнажение конфликта мира власти и мира верности и нравственного начала происходит в третьей сцене второго действия (2.3), в диалоге Нерона с Юнией.
Нерон на утро после похищения сразу предлагает Юнии свою любовь, власть и трон. А она сразу и решительно отвергает все это. Эта сцена очень важна в контексте трагедий Расина 60 гг и способствует лучшему их пониманию. Об этом мы уже говорили в связи с "Андромахой". Она все отвергла, так как предпочитают скромность и мечтала о том, чтобы вместе с сыном укрыться на острове от всех людей и перед смертью завещала ему скромность.
То, что звучало уже в "Андромахе", в "Британике" уже проявляется значительно более определенно и более сильно.