double arrow

Важнейшие христианские добродетели


Основные положения христианства.

Вопрос 5. Иисус Христос

1. Богочеловек

Заповеди Божьи

1. С момента рождения Иисуса Христа ведется отсчет нашей эры. Описания жизни и учения Христа (Евангелия) составили его ученики и последо­ватели. Каноническими считаются Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Христос был послан в мир людей Богом-Отцом для того, чтобы муче­нической смертью искупить грехи человечества и указать людям путь к спасению.

Иисус Христос был одновременно:

• Богом, сыном Божьим, после смерти вознесшимся на небеса;

• человеком, родившимся от земной женщины, жившим жизнью чело­века и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Твор­ца и человека.)

А.А. Гусейнов в работе "Великие моралисты" пишет, что о Христе "...мож­но говорить и на языке теологии, и на языке науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики".

Еще в раннем детстве Иисус Христос проявил интерес к духовным проблемам. В 30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О своей миссии Христос говорил: "Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан".




2. Основные положения учения Иисуса Христа. Христианская религия осно­вана на представлении в том, что Бог.

• является творцом всего сущего, "видимого и невидимого" (эмпиричес­кого и идеального мира);

• един в трех лицах - Отец, сын и Дух Святой;

• является целью и смыслом мира;

• является моральным абсолютом;

• есть любовь. Человек:

• создан Богом по образу и подобию Божьему;

• наделен духом, душой и волей;

• греховен первородным грехом, унаследованным от прародителей Ада­ма и Евы, прогневивших Господа;

• может обрести спасение только благодаря Богу и церкви, которая представляет Творца на земле.

Главной целью христианина являются:

• искупление грехов, покаяние;

• воссоединение с Господом;

• обретение Царства Божия после смерти.

Эмпирический мир не ценен. Человек, погрязший в земных интересах

обречен адскому пламени.

Царство Божие. Царство небесное понимается как:

• апокалипсис, конец света, второе пришествие Мессии;

• царство духа: "Царство Божие внутри вас". Оно предназначено, по словам Христа, для:

• детей и людей, похожих на детей своими душевными свойствами ("Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем..." и т. д.);

• обиженных, жертв социальной несправедливости ("Блаженны плачущие, ибо утешатся...");

• смиренных людей ("Блаженны кроткие...").

В преддверии Царства Божия человек обязан сделать окончательный выбор между Богом, добром, вечной жизнью и Дьяволом, злом, смер­тью: "...Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное" (Евангелие от Матфея).



Нравственныйчеловек должен соблюдать заповеди Христа, не сосредото­чиваться на земных благах и чувственных удовольствиях.

Причиной страданий людей является забота о материальных благах ("хле­бе насущном"), Иисус говорил: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".

Учение Иисуса Христа обращено ко всем людям без исключения, и в пер­вую очередь к грешникам: "Я пришел призвать не праведников, но греш­ников к покаянию" (Евангелие от Матфея).

Иисус Христос вНагорной проповеди придал заповедям Моисея харак­тер гуманизма, объяснил истинный смысл заповедей.

"Не убий". Нельзя не только убивать, но даже:

"гневаться на брата своего напрасно", ссориться с ним;

выражать неуважение к другому человеку;

отрицать наличие ума и рассудка у другого человека.

"Не прелюбодействуй". Христос говорил: "...Всякий, кто смотрит на жен­щину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". (Грехом является не только действие, но и мысль.)

"Не преступай клятвы". "...А я говорю вам: не клянитесь вовсе" (Христос).

Человек не имеет права клясться ничем, так как все в мире во власти Божьей.



Закону мести Иисус Христос противопоставил заповедь милосердной любви:

"не противься злому" (терпеливо переноси обиды и зло);

"кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую";

"просящему у тебя дай";

"любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро тво­рите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас".

Христос пояснял: "Если вы будете любить только любящих вас... не то ли делают и все грешники?"

Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия:

"...не творите милостыни... перед людьми и с тем, чтобы они видели вас...";

"когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят... молиться, чтобы показаться перед людьми";

"когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...".

Также Иисус завещал:

"...прощать людям согрешения их...";

"...не собирать себе сокровищ на земле...";

"...не судите других...";

"...берегитесь лжепророков...".

В Нагорной проповеди было сформулировано "золотое правило морали". "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

3. Основными христианскими добродетелями являются;

* смирение. Истинный христианин должен:

* подчиняться воле Божьей, безропотно принимать посланные ему беды и испытания;

* принимать то место в мире, которое дано ему Богом (мириться с бедностью, низким социальным положением);

* не умножать количество зла в мире, быть кротким, негневливым;

* смирять свои страсти и амбиции;

* вера: истинные кротость, доброта, смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога;

* надежда. Она состоит в:

* уповании на милость Божью, его милосердие и справедливость. Уныние - неверие в милосердие Божье. Является смертным грехом, ведущим гибели души;

* вере в утешение после смерти, обретение вечной жизни в Царстве Божьем;

* любовь. Свойства христианской любви:

* бескорыстие;

* деятельность;

* милосердие;

* равное отношение ко всем людям.

Христианская любовь и милосердие выше объективной оценки личных качеств людей.

Иисус Христос говорил: "...будьте сынами Отца вашего небесного, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми..."