Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года

Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств

5 октября 2007 г. Советом глав государств Содружества приняты Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по её реализации [20]. В Концепции подчеркивается, что Содружество Независимых Государств - состоявшаяся межгосударственная региональная организация, признанная международным сообществом.

Основной целью СНГ в настоящее время является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.

Концепция дальнейшего развития СНГ – основополагающий документ начатого реформирования Содружества. При этом реформирование рассматривается не в качестве одномоментной акции, а как последовательный процесс поиска конструктивных договоренностей и компромиссов, способных придать Содружеству дополнительный импульс развития.

Концепция предусматривает эволюционное совершенствование существующей структуры без резкой ломки того, что было наработано, и при сохранении накопленного опыта. В нем намечаются основные цели Содружества и общее видение путей их достижения, механизмы функционирования Содружества и его организационное совершенствование.

В документе подтверждены также приоритетные направления деятельности СНГ - развитие экономической интеграции, сотрудничество в гуманитарной сфере, обеспечение стабильности и безопасности.

Одновременно отмечена необходимость углубления политического взаимодействия, межпарламентского сотрудничества, выработки скоординированной миграционной политики, совместного решения экологических проблем, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В целях повышения результативности Содружества намечается определение в государствах – участниках СНГ национальных координаторов на уровне высоких должностных лиц для организации мониторинга выполнения решений высших органов Содружества в соответствии с национальным законодательством.

Одним из важнейших направлений деятельности СНГ является экономическое сотрудничество. В сфере экономики за 18 лет существования СНГ государства–участники благодаря совместным усилиям смогли преодолеть резкое падение производства и снижение жизненного уровня людей, приступили к реализации экономических реформ, сумели придать торгово-экономическому взаимодействию прагматичный и конструктивный характер.

Сотрудничество в экономической сфере базируется на положениях многих сотен договоров, заключенных государствами-участниками СНГ на многосторонней и двусторонней основах. Большое значение имеет принятая Советом глав правительств 14 ноября 2008 г. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года [21]. Утверждая Стратегию, главы правительств исходили из того, что это комплексный документ, призванный способствовать поиску взаимоприемлемых решений всего аспекта экономических проблем, созданию реальных условий для устойчивого развития национальных экономик, их уверенному вхождению в мировое хозяйство. Стратегией предусматривается совместная деятельность по минимизации влияния мировых финансовых кризисов на экономику стран СНГ, обеспечение энергетической, продовольственной и других видов безопасности.

Стратегия соответствует жизненно важным интересам каждого из государств – участников СНГ и не противоречит развитию отношений с третьими странами, что крайне важно в нынешних условиях взаимоотношений. В ней дана оценка места СНГ в мировой хозяйственной системе и общей экономической ситуации в Содружестве, излагаются цели и задачи экономической интеграции, системообразующие аспекты сотрудничества, определены основные сферы взаимодействия в области экономики.

Стратегией намечены приоритетные направления развития взаимодействия:

– завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО);

– создание предпосылок для формирования общего экономического пространства;

– развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной;

– взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

– углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

– формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;

– создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перетока капиталов;

– развитие частного сектора, основанного на расширении экономических свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие государственно-частного партнерства.

Выполнение Стратегии предполагается осуществлять в три этапа. С учетом специфики каждого из них предусматривается разработка соответствующих планов мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: