Экономические и социальные права личности
Право на труд имеет хотя и не многовековую, но великую историю в нашем отечестве. Именно право на труд считалось важнейшим правом личности в советский период. Им открывался перечень индивидуальных прав и свобод в советских Конституциях. При этом право на труд противопоставлялось праву собственности, которое закреплялось Конституциями капиталистических стран. Право на труд по советским Конституциям предполагало получение гарантированной работы от государства. Труд отражался в советских Конституциях не только в качестве права, но и обязанности человека. Безработных поэтому быть и не могло и не было.
Если человек не работал, то был состав преступления – тунеядство.
Под воздействием советского конституционного опыта право на труд получило и высокое международное признание. Данное право содержится в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах», причем право на труд названо первым среди конкретных прав личности в данном пакте.
|
|
Действующая Конституция Беларуси содержит право на труд в статье 41. Весьма показательно, что право на труд предшествует праву собственности (статья 44). Таким образом, праву на труд по прежнему отводится значительная роль в конституционном статусе личности. Право на труд открывает перечень экономических и социальных прав человека. В то же время содержание права на труд подверглось существенным изменениям по сравнению с советским периодом.
Содержание права на труд, исходя из белорусской Конституции, сводится к следующим основным положениям:
1. Человек сам решает трудиться или нет. Труд уже не является обязанностью, и неработающие граждане не несут юридической ответственности.
2. Существует возможность выбора формы трудовой деятельности или по конституционной терминологии – рода занятий. Конституция исходит из широкой трактовки понятия труд. Соответственно, к формам трудовой деятельности относятся в том числе:
a. работа по трудовому договору (по найму);
b. Работа по гражданско-правовому договору (договор подряда);
c. Предпринимательская деятельность;
d. Ведение личного подсобного хозяйства;
e. Членство в кооперативе.
3. Возможность выбора места работы (например, конкретного предприятия, организации). Право на труд не предполагает возможности требовать от государства предоставления работы. Трудоустройство человека зависит от него самого и общественных потребностей. Напомним, что советские Конституции гарантировали возможность получения работы от государства.
4. Недопустимость произвольных увольнений.
|
|
Поскольку право на труд уже не влечет обязанности государства устроить человека на работу, то рассматриваемое право является экономическим, а не социальным, как это было в советский период. Тем не менее, Конституция предусматривает, что государство должно содействовать гражданам в трудоустройстве. Каждый человек может обратиться в государственную службу занятости населения, где ему обязаны предоставить информацию об имеющихся вакансиях, при определенных условиях зарегистрировать в качестве безработного, назначить пособие по безработице. Данное пособие выплачивается за счет государственного бюджета (на 2010 год ≈ 48 тыс. белорусских рублей).
Конституция определяет субъектом права на труд только граждан Беларуси. Однако Трудовой Кодекс расширяет субъектный состав, гарантируя право на труд иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Беларуси.
Право на труд можно реализовать с 16-летненго возраста. Допускается работа и с 14 лет, но необходимо согласие родителей. Право на труд отсутствует у недееспособных лиц.
По общему правилу принудительный труд запрещен, однако последняя часть статьи 41 Конституции содержит 2 исключения:
1. По приговору суда;
2. В соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» или с Законом «О военном положении». Во время этих экстраординарных ситуаций государство может привлекать к труду индивидов.
Отработка бюджетниками регулируется следующими правовыми актами:
Ø Постановление Совета Министров от 10 декабря 2007 года № 1702;
Ø Постановление Совета Министров от 23 сентября 2006 года № 1255.
При уклонении от распределения нужно уплатить 42 млн. белорусских рублей!!