Особенности потребления в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном периодах развития общества

Особенности потребления доиндустриального общества: преобладание природных продуктов и материалов, не прошедших глубокой промышленной переработки. Люди потребляют простой хлеб, мясо, молоко, древесину, кожу в виде несложных домашним способом приготовленных блюд и ремесленных изделий. Преобладание уникальных нестандартизованных товаров и услуг. В каждой местности складываются свои традиции приготовления пищи, шитья одежды, изготовления транспортных средств, особое фольклорное искусство, традиции общения и приемы оказания услуг. В потребительском поведении преобладают духовные блага, обычаи и традиции. Потребитель воспринимает с недоверием появление новых товаров и услуг, особенно если они плохо вписываются в обычаи и традиции. Потребление энергии невелико – используется энергия животных и человека. Преобладание натурального потребления (для себя) над товарным.

Особенности потребления индустриального общества. Расширение товарного производства и сферы услуг привело к созданию специализированных профессиональных сервисных служб и организаций, работающих по определенным правилам и стандартам. Требования к сервису потребителей основаны не на обычаях и традициях, а на рациональном расчете. Приоритет личного потребления материальных благ над духовными и общественными, быстрый рост потребления различных видов энергии. Происходит сокращение доли продовольственных товаров и рост непродовольственных товаров и услуг. Существует глубокое неравенство потребителей из-за имущественного расслоения. Существует сервис для бедных и сервис для богатых.

«Общество массового потребления». Характерна безудержная погоня за удовольствиями, приводящая к деформации потребительского поведения. Возрастание роли психологического фактора и моды в потреблении; превышение уровня удовлетворения физиологических потребностей, широкое распространение престижного потребления. У каждого социального слоя складываются негласные традиции потребления строго определенного набора товаров и услуг. Загрязнение окружающей среды, что снижает качество товаров и услуг.

Тип потребления постиндустриального общества. Основные закономерности его еще в стадии формирования. Для данного периода характерно высокий уровень потребления основной массы населения товаров и услуг и высокий уровень дохода основной массы населения. В потреблении материальных благ акцент смещается с количества к качеству товаров и услуг. Наибольший интерес потребителей вызывают здоровье и образование. Характерны процессы глобализации в экономике (например, организация транснациональных концернов), размывающие национальные традиции и устои. С другой стороны, наблюдаются тенденции к индивидуализации как на личностном, так и на государственном уровне. Всестороннее развитие личности становится экономической необходимостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: