Услуга как полезное действие
Услуга есть особый вид полезности товара, которая потребляется не в качестве вещи, а в качестве деятельности. Эта деятельность может воплощаться в вещи (материальные услуги), но может существовать и как полезный эффект труда, потребляемый в самом процессе труда (нематериальные услуги). Например, услуги портного состоят в преобразовании материала в вещи, а услуги репетитора в преобразовании знаний преподавателя в знания обучающегося.
Полезный эффект – есть совокупность полезных свойств, непосредственно направленных на удовлетворение потребностей человека. Важнейшей особенностью услуги является полезное действие для потребителя, а ее общественной функцией – непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в домашней обстановке, на транспорте, в общественных местах, на производстве, во время отдыха. Обслуживать – значит работать по удовлетворению чьих-либо бытовых, текущих или постоянных нужд. Именно этому назначению подчинена классификация услуг.
Например, бытовые услуги – это ремонт бытовой техники, ремонт одежды; транспортные услуги - такси, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, ремонт транспортных средств; отдых – это санаторно-курортные услуги, туризм.
Удовольствие - чувство радости от приятных переживаний, ощущений, мыслей. Это всегда чувство к чему-то или к кому-то.
По мере усложнения деятельности человека, изменяется эмоциональный отклик на неё, становится шире круг чувств, связанных с нею. Так как чувства отражают состояние и внутренний мир личности.
Согласно Э. Фромму существуют следующие типы удовольствия:
1. Удовольствие как избавление от напряжения
2. Удовольствие, испытываемое человеком при разрешении какой-либо проблемы
3. Удовольствие, основанное не на усилии, а на расслаблении
4. Удовольствие как радость
5. Удовольствие как счастье
Люди испытывают все типы удовольствия, но эти типы присутствую в их жизни в разных пропорциях. Рассмотрим каждый тип удовольствия более подробно.
1. Удовольствие, которое человек испытывает при избавлении от напряжения – это, прежде всего, избавление от боли, страха, тревоги. Этот вид удовольствия человек может также испытать при удовлетворении физиологических потребностей (жажда, голод, секс и т.д.).
2. Удовольствие от разрешения какой-либо проблемы Э.Фромм называл наслаждением. Достижение человеком того, чего он хотел достичь, служит доказательством его силы, развития и способности успешно контактировать с внешним миром. Наслаждение практически не зависит от вида и формы деятельности. Это может игра в теннис, предпринимательство, научная работа – главное, что человек что-то преодолевал, достиг успеха и получил удовольствие или наслаждение..
3. Удовольствие, которое испытывает человек при расслаблении, не требует каких-то усилий, а наоборот сопутствует приятным действиям и ощущениям. Появление этого типа удовольствия обусловлено физиологической потребности человека в отдыхе. С удовольствиями такого типа связаны различные медитации, расслабляющие массажи, сон и т.д.
4. Радость и счастье свидетельствуют о человеческой зрелости и выступают как удовольствия более высокого качества. Радость – это достижение, она предполагает внутреннее усилие какой-то плодотворной активности. Радость и счастье – одинаковые по качеству состояния удовольствия человека. Различие в том, что радость соответствует единичному акту удовольствия, а счастье – непрерывное переживание радости.
5. Счастье - показатель того, что человек нашел смысл своего существования, а, значит, живет в гармонии с внутренним своим Я и внешним миром. Следует заметить, что противоположность счастью не горе и страдание, а подавленность, возникающая в результате бесплодности своего существования. Так как в реальной жизни уберечься от несчастий и страданий практически невозможно, они являются частью человеческого состояния. Человек не испытавший страдания, не испытывает и человеческого счастья – это полное отчуждение от мирской жизни (как пример, монашество).