Представление (ст.24)

Протест.

- основание – нарушение закона – незаконный правовой акт (нормативный или ненормативный);

Вариант несоответствия правового акта закону:

· правовой акт основан на отмененном законе;

· не соблюдена форма и процедура издания акта;

· допущено нарушение или неправильное применение норм материального права.

- порядок вынесения:

· изучение правового акта и закона, которому этот правовой акт противоречит;

· подготовка проекта протеста;

· непосредственное вынесение протеста;

· контроль за своевременным рассмотрением протеста;

· проверка фактического устранения нарушения.

- субъект вынесения – прокурор любого уровня;

Должен соблюдать принцип соответствия уровня прокурора уровню поднадзорного объекта.

- поднадзорный объект – ст.21, перечень исчерпывающий.

Последовательность вынесения протеста относительно объекта:

· протест вынесен органу или должностному лицу, издавшему правовой акт;

· вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу;

· обращение в суд – по истечении установленного срока при отсутствии реакции поднадзорного объекта или при наличии информации у прокурора, что его протест не будет рассмотрен.

- срок:

· общий – 10 суток, с момента получения поднадзорным органом;

· на ближайшем заседании коллегиального органа;

· сокращенный срок (разумный, закон не уточняет).

Законом не установлен срок для обжалования в суд, как правило, 3 года – между вынесенным правовым актом и вынесенным протестом.

- о результатах ознакомления с протестом прокурор уведомляется в письменном виде;

- причины не эффективности протеста:

· несвоевременное реагирование;

· недостаточно тщательное проведение проверок законности правовых актов;

· неверное юридическое основание вынесения протеста;

· отсутствие необходимого контроля со стороны прокуратуры;

· применение протеста без использования иных правовых средств.

- форма - законом не обозначена;

- специальные признаки:

· возможность отзыва внесенного протеста.

- акт комплексного реагирования. Аспекты комплексности:

· выносится на совокупность нарушений закона;

· охватывает не только нарушение, но и причины и условия ему способствовавшие;

· в его рамках может ставиться вопрос об отмене незаконного правового акта;

· направлено не устранение последствий нарушения закона.

- основание – нарушение выраженное действием или бездействием, однократное нарушение закона, имеющее большое общественное значение, однократное нарушение закона не имеющее большое общественное значение, но которое нельзя устранить другим путем, обобщение материалов практики;

- субъект тот же;

- поднадзорный объект – орган или должностное лицо, компетентное устранить нарушение закона или вышестоящий орган, должностное лицо;

- срок:

· срок рассмотрения – безотлагательно;

· срок устранения нарушений закона – 1 месяц с момента рассмотрения. О результатах проведенных мероприятий должно быть сообщено в письменной форме прокурору.

- форма – аналог протест;

- иные специальные признаки:

· комплексный характер;

· указание в представлении на конкретных виновных лиц и требование привлечения их к ответственности. Для необходимо соблюдать правила: нарушение закона должно быть установлено и подтверждено материалами прокурорской проверки, должна быть изложена суть нарушения и дана юридическая оценка, должны предлагаться конкретные меры, направленные на устранение нарушения;

· поднадзорный объект не обязан исполнять требования, содержащиеся в представлении.

- правовые пробелы в регулировании представления:

· отсутствие конкретизации к формулировки безотлагательное рассмотрение;

· отсутствие четкости в понимании момента внесения представления;

· закон не предусматривает обязанности поднадзорного объекта направлять отчет о исполнении представления;

· отсутствие механизма принудительного исполнения требований прокурора;

· в законе не закреплено полномочие прокурора по обращению в судебные органы.

- ошибки при составлении представления:

· указывается только факт нарушения закона, а требование о устранении отсутствует;

· несвоевременное внесение;

· представление подменяет собой протест;

· нарушается комплексность как основной признак представления;

· требования представления выходят за рамки надзорных полномочий;

· изложенные требования прокурора не обоснованны;

· в представлении отсутствуют рекомендации о мерах, которые необходимо предпринять для устранения нарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: