Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях.
З. Характеристика ЧС на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
ЧС на пожаро-взрывоопасных объектах и в очагах пожара.
Характеристика ЧС, связанных с использованием транспорта.
Значительная часть ЧС, происходящих в России - техногенного характера. Они подразделяются на: производственные и транспортные.
ЧС на транспорте – серьёзная социальная и техническая проблема.
Они составляют более 50% всех техногенных катастроф
Ведущее место по частоте и числу пострадавших и погибших занимают
ЧС, связанные с использованием автомобильного транспорта.
В нашей стране смертность в ДТП в 10-15 раз выше, чем во всём мире.
В РФ внедряется ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения».
Наиболее распространёнными видами ДТП являются:
§ наезды на пешеходов;
§ столкновения транспортных средств;
§ их опрокидывание;
§ комбинации (в том числе с возгоранием).
Причинами ДТП чаще всего являются: плохая подготовка водителей, превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, плохое состояние дорог, пешеходы.
|
|
Существуют типичные механизмы травмирования:
- При лобовом столкновении с другим автомобилем, деревом, зданием
характерными являются: черепно-мозговые и челюстно-лицевые
повреждения при ударе о переднее стекло; травмы грудины и органов грудной клетки в результате удара о руль, живота, таза, нижних
конечностей - при смещении двигателя внутрь салона автомобиля.
- При ударе в заднюю часть автомобиля характерным повреждением является «хлыстовый» переломо-вывих шейного отдела позвоночника.
- При опрокидывании автомобиля возникают множественные повреждения различных частей тела и органов - политравма.
Большая роль в предупреждении травматизма принадлежит штатным средствам безопасности автомобиля – подголовникам, ремням и подушкам безопасности.
Причинами смерти при ДТП чаще всего являются:
§ кровотечение, тяжёлый шок, асфиксия;
§ повреждения жизненно-важных органов – головного мозга, сердца.
Значительная часть пострадавших погибает от несвоевременности
медицинской помощи, хотя сами травмы не являются смертельными.
В связи с этим введено понятие «золотой час», необходимый для спасения многих пострадавших при ДТП.
Своевременность помощи значительно зависит от места катастрофы. Если ДТП происходит вдали от населённого пункта – медицинская помощь часто задерживается. В снижении смертности на дорогах особая роль принадлежит само- и взаимопомощи. Вместе с тем существующее положение с её организацией требует коренного улучшения.
|
|
СредиЧС, связанных с железнодорожным транспортом различают:
§ сход подвижного состава с рельсов;
§ столкновения и наезды на препятствия на переездах;
§ пожары и взрывы в подвижном составе;
§ комбинации (столкновение + сход, сход + пожар и т.п.).
По виду подвижного состава выделяют ЧС, происходящие: с пассажирскими поездами; с грузовыми; с теми и другими одновременно; крушения в метро.
Характер повреждений зависит от конкретных обстоятельств происшествия. Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках пожаро-взрывоопасных продуктов, АХОВ и РВ.
Число пострадавших во многом зависит от того, где произошло происшествие: вне ж-д станции или в её пределах. Во втором случае их число возрастает. Железнодорожные катастрофы часто происходят ночью, вдали от населённых пунктов, в труднодоступных местах. Это накладывает отпечаток на сроки и условия проведения аварийно-спасательных работ.
Авиационные происшествия - могут произойти в воздухе и на земле.
Из элементов полёта повышенным риском отличаются: взлёт, заход на посадку и особенно сама посадка.
По месту происшествия авиапроисшествия можно разделить на:
§ происшедшие на территории аэропорта – около половины;
§ вне зоны аэропорта; в том числе 80% от их числа происходит в
радиусе 10 км. от аэропорта – при взлёте и заходе на посадку.
Среди авиационных происшествий различают:
§ падение летательного аппарата;
§ столкновение воздушных судов (как в воздухе, так и на земле);
§ пожар на борту, взрыв;
§ разгерметизация воздушного судна.
ЧС на водном транспорте возникают как под воздействием стихийныхявлений, так и по техническим причинам, вине судового персонала, в связи
с физическим и моральным старением судов. Могут произойтина морских
и речных судах; пассажирских, грузовых; в порту и при передвижении. В числе пострадавших могут оказаться не только пассажиры и члены
команды, но также работники портов; люди, находящиеся поблизости.
На водном транспорте возможны:
§ взрывы и пожары;
§ столкновение одного судна с другим или каким-то препятствием (сваями мостов, айсбергами и т.п.);
§ быстрое опрокидывание и затопление;
§ посадка на мель.
Особенно сложная обстановка возникает при скоротечной аварийной ситуации в открытом море.
Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, относительной скудностью спасательных средств, возможностью возникновения паники.
Содержание аварийно-спасательных работ при ЧС на водном транспорте:
спасение людей, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.
Правила безопасного поведения при различных транспортных катастрофах приведены в соответствующих манипуляциях.