double arrow

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ


ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

Производственная логистика рассматривает процессы только сферы материального производства, где очевидно движение материальных потоков.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет специфику и называется производственной логистикой.

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ

Логистические системы, рассматриваемые в производственной логистике, называют внутрипроизводственными логистическими системами. Управление материальными потоками в них может осуществляться по принципу «тянущей» или «толкающей» логистической системы.

Главной задачей производственной логистики является определение потребности в материальных ресурсах для выпуска продукции. Используются два метода: прямого счета и косвенный.


Сущность, задачи и предмет транспортной логистики. Основные группы транспорта. Виды транспорта. Железнодорожный транспорт. Морской транспорт. Речной транспорт. Автомобильный транспорт. Трубопроводный транспорт. Воздушный транспорт. Выбор вида транспортного средства. Время доставки. Частота отправлений груза. Надежность. Стоимость перевозки. Транспортные тарифы. Общие тарифы. Исключительные тарифы. Льготные тарифы. Местные тарифы. Материально-техническая база транспорта. Транспортная задача: методы решения. План перевозок. Система доставки продукции. Маршрутизация перевозок.

Материальный поток на пути от первичного источника сырья (поставщика материальных ресурсов) до конечного потребителя готовой продукции проходит ряд этапов. Первый — это от поставщика сырья и материалов до предприятия с помощью различных видов транспорта. Второй этап — движение потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса; осуществляется в ходе выполнения технологических операций. Третий этап — это движение материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции.

Время движения (выполнения заказа потребителя) зависит от многих факторов, в том числе от сроков доставки продукции различными видами транспорта. Приведем примеры:

■ железнодорожный транспорт:

■ морской транспорт:

■ речной транспорт:

■ автомобильный транспорт:

где tн.к — время на начально-конечные операции, в сутках, часах;

L — расстояние перевозки, км;

Vннорма пробега вагона или судна в сутки;

tдоп — время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте, суток;

Vэк — эксплуатационная скорость, км/ч;

Vком — коммерческая скорость, миль/суток;

Vсут — эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/суток;

а — коэффициент использования грузоподъемности;

Dггрузоподъемность судна, т;

М — средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки;

ТГР — время на накопление, формирование и отправление грузов, суток.

Использование различных средств коммуникации, техники обработки заказов, разных транспортных моделей отражается на времени выполнения заказов. Различие во времени непосредственно влияет на потребность в ресурсах и надежность снабжения. Длительное время прохождения заказа приводит к росту запасов продукции. Вместе с тем слишком короткое время выполнения заказа может привести к ошибке, в результате ресурсы будут получены или не в том количестве, или не того качества, или не вовремя.

Затраты на выполнение операций по транспортировке материальных потоков, на погрузочно-разгрузочные операции могут составлять до 50% от суммы общих затрат на логистику.

В этом контексте полезны следующие операции:

■ выбор вида транспортных средств;

■ выбор типа транспортных средств;

■ совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

■ совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

■ обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

■ определение рациональных маршрутов доставки.

Выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зависит от стратегии предприятия. При этом учитываются: размещение производства, источники сырья и потребители; технико-экономические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки.

Основными критериями выбора транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции. Например, мелкая посредническая фирма для перевозки товаров будет использовать в основном автомобильный транспорт; предприятие добыче нефти основным видом транспорта будет использовать трубопроводный; при ориентации фирмы на международный бизнес (например, торговлю) может использоваться морской, воздушный или автомобильный транспорт.


Сейчас читают про: