Социальный процесс представляет собой совокупность однонаправленных и повторяющихся изменений в обществе в целом либо его частях

Социальное изменение — переход социальных явлений, отношений из одного состояния в другое, начальный этап внутреннего перерождения общества или его элементов, возникновение или исчезновение того или иного явления.

Общества. Концепция социального прогресса.

IV. Типы социальных изменений и закономерности в развитии

Категория «социальное изменение» используется для характеристики изменений в обществе.

Существует два типа изменений:

прогресс означает движение от низшего к высшему, от простого к сложному. В качестве объективного критерия прогресса выступает степень соответствия социальных изменений потребностям свободного и всестороннего развития личности;

регресс связан с негативными изменениями в обществе, которые ограничивают его возможности к саморазвитию, адаптации. Регресс обычно охватывает не все общества, а какой-то элемент или сферу общества.

Значительные социальные изменения происходят в результате совместных действий людей, объединенных общими ценностями и мотивами.

Разновидностью социального процесса является функционирование происходящие в рамках сложившихся структур и отношений обратимые изменения.

Существует две точки зрения на исторической процесс:

детерминисты признают существование закономерностей в развитии общества, смысл которых в движении от низших форм к высшим. Поэтому любое событие является следствием предыдущих событий. Детерминисты выделяют два типа социальной динамики: линейные движения (постоянный переход от низшего к высшему, от простого к сложному) и спиралевидные изменения (возможности возврата в новых условиях к старым формам);

индетерминисты, или волюнтаристы, рассматривали историю человеческого общества как результат действия случайностей, бессознательного начала в психике человека.

Факторы эволюции социального прогресса бывают двух видов:

объективные факторы, действие которых не зависит от воли и сознания людей. Они обуславливают причинно следственную связь явлений, закономерный характер изменений, поэтому их называют детерминантами;

субъективный фактор — поведение индивидов, социальных групп, политических партий, чья деятельность носит активный, целенаправленный, осмысленный характер.

Разные научные направления по-разному объясняют прогресс общества и придерживаются разных подходов по во просу выделения решающих факторов развития общества:

географический детерминизм (Ш -Л. Монтескье) в качестве решающего фактора развития общество видит природно-географическую среду. Климат, почвы, размер территории, географическое положение формируют законы и нравы людей и определяют ход исторического развития, политический строй;

социальный дарвинизм (Герберт Спенсер) исходит из аналогии между эволюцией живых организмов и эволюцией общества. В обществе также происходит борьба за существование, в которой выживает сильнейший. Общество как живой организм состоит из клеток (индивидов), которые взаимодействуют друг с другом, и каждая клетка выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают функционирование всего организма. В процессе эволюции общество переходит от аморфного состояния к более сложному, четко структурированному;

демографический детерминизм (Томас Мальтус) объяснял общественное развитие быстрым ростом населения. В борьбе за средства существования слабые должны погибнуть и уступить место более сильным и приспособленным. Голод, болезни, война регулируют рост населения. При этом «избыточное» население составляют трудящиеся;

экономический детерминизм (Карл Маркс и Фридрих Энгельс) объясняет прогресс общества влиянием экономических факторов — способом производства материальных благ. В него включаются производительные силы и производственные отношения. Производство материальных благ и их распределение в обществе обуславливают социальные, политические, духовные процессы. Главными в способе производства являются отношения собственности, которые составляют базис общества, другие общественные отношения — надстройка над базисом, и зависят от него;

► Фридрих Ницше характеризует всю историю человечества как борьбу двух видов воли к власти — воли «сверхлюдей» (Высших видов, аристократов) и воли «недочеловеков» (толпы, рабов, стада). Воля к власти выступает движущей силой развития общества, поскольку является основным мотивом человеческого поведения. Аристократическая воля к власти — это инстинкт подъема, воля к жизни. Наоборот, рабская воля к власти — инстинкт упадка, воля к смерти;

► согласно теории психоанализа (Зигмунд Фрейд) история цивилизации есть история борьбы между половым влечением (либидо) и инстинктом смерти. Человек действует в соответствии с требованием своего либидо. Если либидо не удовлетворяется, то возникают различные формы преобразования энергии в позитивные или негативные формы. В противоположность жизненной силе инстинкт смерти подталкивает человека к агрессии, любому деструктивному поведению.

Существует точки зрения на источники социальных изменений:

конфликтологическое направление (Рольф Дарендорф) рассматривает в качестве решающего источника развития общества конфликт. У людей существует неодинаковый доступ к ресурсам, богатству, власти, что отражается в их различном положении в обществе и противоположности их интересов.

Конфликт — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт — это нормальное состояние любого общества, так как он предотвращает консервацию и загнивание общества;

функциональное направление (Талкотт Парсонс) источник социальных изменений находит во внутреннем взаимодействии связанных между собой элементов системы. Функционирование общества основано на согласии его членов, хотя и не исключает социальных изменений. Однако эти изменения следует рассматривать как «подвижное равновесие». С помощью права и иных норм общество упорядочивает взаимодействия между людьми в целях предотвращения конфликтов.

Формы социальных изменений в зависимости от их характера бывают двух видов: революционные и эволюционные.

Социальная революция является формой закономерного перехода от одного общественного строя к другому, что отражается в переходе власти из рук одного класса, социальной группы к другой. Если смена политической власти происходит без участия широких слоев населения, можно говорить о заговоре или мятеже. Недостатком революции являются ее разрушительные последствия. Революция характеризуется радикальной сменой политического и социального строя; участием широких слоев населения в преобразованиях; реализацией конкретных жизненных потребностей людей; и ниспровержением существующего строя путем применения силы.

Эволюция — это способ постепенных количественных изменений, которые подготавливают качественные изменения. Наиболее типичной формой эволюции является реформа. Она не посягает на основы социального строя, а изменяет те или иные стороны общества в рамках установленного порядка. Поэтому реформы осуществляются мирными средствами, правящими классами или какой-то его частью.

Вопросы для повторения:

  1. Cущность теории социальной стратификации.
  2. Социальная мобильность и её формы. Понятие социального статуса.
  3. Общественное мнение как институт гражданского общества.
  4. Типы социальных изменений и закономерности в развитии общества. Концепция социального прогресса.

Литература:

  1. Социология: Учебник для вузов. Под редакцией проф. В.Л. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, с. 168-195, 258-270.
  2. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 1995, с. 51-84.
  3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003, с. 43-72, 98-131, 194-203.
  4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994, с.254-265.
  5. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997, с. 38-67, 113-142, 254-305.
  6. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997, с. 132-157, 242-251.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: