Лекция 3. Эволюция теории государственного управления
Все виды энергии в клетке могут взаимно превращаться друг в друга. Поэтому, получение клеткой энергии за счет какого-либо одного источника может обеспечить ее жизнедеятельность.
Учебные вопросы:
2.1. Происхождение государственного управления и особенности эволюции.
2.2. Эволюция теории государственного управления.
2.3. Эволюция теории государственного управления Российского государства.
2.4. Современные теории государственного управления.
Цели лекции:
1. Дать происхождение государственного управления и особенности его исторической эволюции;
2. Дать эволюцию теории государственного управления;
3. Дать понимание особенностей эволюции теории государственного управления Российского государства;
4. Дать современные теории государственного управления.
Основные понятия:
Государство, гражданское общество, государственное управление, монархия, республика, деспотия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия, суверенитет, правовая власть, самоуправление, прямая демократия, представительная демократия, принципы государственной политики.
|
|
Литература:
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. – М.: Издательство «Омега Л», 1910.
2. Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления: монография – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2002.
Происхождение государственного управления и особенности эволюции.
Как известно, понятие «управление» предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения той или иной цели через навязывание ему своей воли. В ходе исторической эволюции института управления сформировалось шесть его видов, которые во многом соотносятся между собой.
1. Государственное управление, субъектом которого является государство, т. е. триада: территория – население – власть. В основе управления здесь находится целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие общества в историческом масштабе времени.
2. Местное самоуправление как низовой подвид государственного управления, субъектом которого выступают жители поселений и административных территорий, а целью служат проблемы комплексного обустройства местожительства людей. Оба вида совместно управляют комплексным развитием процессов на территории, что и сближает эти виды между собой.
3. Менеджмент, который представляет собой управление собственностью со стороны собственника (хозяина, владельца). В данном случае имеется в виду собственность как общественное отношение, в котором задействованы люди со своими интересами, а не простое пользование вещами, имуществом, услугами и т. д. Собственность может быть государственной, частной, долевой, общей, акционерной, коллективной, народной, муниципальной и т. д. Управлять многими видами собственности призваны по поручению или доверию менеджеры – наемные управленцы. Главная цель управления собственностью – это или прирост собственности в виде дохода, прибыли, ренты, или ее сохранения в неизменном виде.
|
|
4. Общественное управление, где субъектом являются институализированные, т. е юридически оформленные через законы и уставы, общественные объединения.
5. Групповая (коллективная) саморегуляция, субъектом, которого выступают группы людей, которые по собственному усмотрению и в тоже время с учетом интересов других групп людей, норм культуры и социального общежития управляют совместным поведением и деятельностью.
6. Целесообразное поведение или действие отдельного человека, когда он ставит перед собой определенные цели, для достижения которых он использует свою волю, знания, силы, время.
При этом все виды управления функционируют в определенных рамках:
· подлежат конституционному или иному правовому регулированию, которое устанавливает тесную связь государственного управления с другими видами управления;
· взаимосвязаны между собой, дополняют, заменяют, усиливают или ослабляют, контролируют друг друга;
· в каждый исторический момент обладают своим уровнем развития, в котором выражается их способность управлять соответствующими объектами управления.
Главенствующее место в системе видов управления, естественно, занимает государственное управление. Государство как общественный институт, выполняет множество функций по управлению обществом, имея для этого определенные полномочия и властные ресурсы. Исходя из этого факта, можно констатировать, что государственное управление имеет общую универсальность своих возможностей и полномочий. В связи с этим государственное управление имеет три свойства:
· определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, т. е государство, что ведет к формированию всеобщей воли – власти;
· специфическим свойством государственного управления является его распространенность на общество, даже за пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики;
· государство, будучи сложной организацией по структуре и многогранности функций, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению свойство системности. В отличие от других видов управления государственное управление без этого свойства просто не может существовать.
Становление и развитие государственного управления имеет свою длительную предысторию. Основой возникновения государственного управления стало родовое и общинное самоуправление, которые строились на основе традиционного права. Базой экономической являлась родовая и общинная собственность. В первом случае, родовая собственность была безусловной на все средства производства и на все предметы потребления. Во втором случае, на территории, которые находились в коллективном пользовании общины. Идеологической основой выступал тотемизм, т. е. вера в родственную связь людей с каким-либо видом представителей животного мира.
Форма управления была демократичной. Господствовало братство, связанное узами кровного родства, общественное и экономическое равенство, охраняемое органами управления. Высшим органом управления являлось собрание всех взрослых членов рода: первоначально и мужчин и женщин с равным голосом, а затем только мужчин. На собрании избирали и смещали вождей родов и военачальников. Должность вождей не была наследственной, поэтому они не имели большой власти и не выделялись из массы сородичей. Постоянно действующим органом управления являлся Совет старейшин, в который входили руководители домохозяйств, члены рода или племени могли только предлагать свои решения, но последнее слово оставалось за Советом старейшин. За неподчинение установлением рода и Совета старейшин следовало наказание в виде смертной казни или изгнания из общины.
|
|
В эпоху распада первобытнообщинного строя происходит изменение и в системе управления. Этому предшествовали изменения в экономической, социальной и культурной сферах жизни человеческого общества. Во-первых, возник и быстро развился институт частной собственности как экономической основы будущего государства. Во-вторых, произошло отделение публичной власти от общества, так как возникла необходимость обособления организационно-управленческой деятельности от производственной. Регулярно создаваемый прибавочный продукт позволил высвободить лиц, выполняющих общественно полезные функции, от добывания пищи сперва частично, а затем полностью.
Первоначально в основе этого явления лежало стремление вознаградить их деятельность добровольно выделяемой частью прибавочного продукта. В дальнейшем у прослойки людей, выполняющие общественно полезные функции, стали выступать паразитические черты. Они распространили на членов своих семей освобождение от участия в производительном труде, добились закрепления своих имущественных притязаний путем получения права на преимущественную долю продуктов коллективного труда и имущества общины. Возникшая привилегированная прослойка общины стремится закрепить свое положение через наследственную власть. Так, вождь передавал накопленный организационно-управленческий своему сыну по наследству, закрепляя его статус руководителя общины.
Со временем особую роль приобретают вожди племен, которые сосредотачивали в своих руках гражданские, судебные, военные, нередко жреческие функции. На смену тотемизму пришел политеизм, в системе которого возникает институт бога-покровителя вождя и его семьи. Наличие богатств и присвоение значительной доли общественного продукта позволило вождям приступить к формированию дружины, выполнявшей одновременно роль и аппарата насилия, и аппарата управления. На базе традиций возникает право – совокупность установленных и обеспеченных принудительной силой норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
|
|