Список использованной рекомендуемой литературы

Характеристика основных разделов бизнес-плана рыболовной компании

Характеристика рыболовной компании (справка-представление)

Поскольку основное назначение бизнес-плана - привлечение инвестиций в обновление флота, потенциальные инвесторы должны убедиться в привлекательности, выгодности и надежности проекта. Для этого им необходима информация о рыболовной компании. Эту информацию они получают из справки-представления. В ней отражаются:

• история рыболовной компании - дата создания и регистрации, где и кем зарегистрирована, местоположение и адрес;

• организационно-правовая форма рыболовной компании (акционерное общество, товарищество и т.д.);

• структура капитала рыболовной компании - уставной капитал, количество выпущенных и находящихся в обращении акций, их номинальная стоимость и биржевая цена;

• сфера деятельности рыболовной компании, деловая активность и влияние в международном и национальном рыболовстве;

• престиж рыболовной компании, известность, участие в конференциях, пулах, наличие свидетельства о соответствии Международному коду безопасности, динамика вылова и наличие постоянной клиентуры.

В справке-представлении приводятся данные о руководстве рыболовной компании. Характеризуются взаимоотношения с местными властями, их заинтересованность в развитии рыболовной компании и возможные формы поддержки.

Анализ рынка

Рыболовная компания осуществляет свою деятельность на определенном локальном рынке. Состояние и перспективы развития этого рынка определяют стратегию развития рыболовной компании.

В этом разделе необходимо дать представление о рынке, на котором собирается осуществлять деятельность рыболовная компания, и определить:

• состояние рынка - объёмы грузопотоков (суммарные и по видам грузов), объемы предложения и спроса на рыбопродукцию;

• место, роль и значимость рынка в региональном, национальном и международном рыболовстве;

• особенности циклического развития рынка, его привлекательность для судовладельцев и потенциальных инвесторов.

Горизонт обзора рынка должен составлять 3-5 лет, и по возможности, быть симметричным в ретроспективе и перспективе. Цель анализа - спрогнозировать динамику развития рынка, определить степень его привлекательности для судовладельцев и инвесторов. В ретроспективе анализ производится по фактической информации, а в перспективе экспертными или иными методами прогнозирования.

Оценка уровня конкуренции.

Практически любое крупное решение по выбору стратегии, принимаемое рыболовной компанией (установление цен на рыбопродукцию, определение объёма рыбопродукции, капитальные вложения в новые суда), требует определения наиболее вероятной реакции конкурентов.

На локальном рынке возможны следующие стратегии: конкурентная борьба или ценовой картель, который имеет элементы монополии. На мировом рынке конкуренция становится игрой в передел рынка, поэтому учёт поведения конкурентов очень важен.

В данном разделе бизнес-плана необходимо сообщить потенциальным партнёрам и инвесторам информацию о конкуренции на рассматриваемом рынке. Этот раздел должен содержать ответы на следующие вопросы: «Какие компании является конкурентами рыболовной компании, и какую долю рынка они осваивают?», «Каковы особенности технологии добычи и преработки рыбы компаний-конкурентов, и какие преимущества имеют конкуренты, «Какова вероятность появления новых конкурентов на рынке?», «Какова ценовая стратегия основных конкурентов?». На основе анализа уровня конкуренции необходимо сделать заключение о конкурентоспособности рыболовной компании на рынке.

План маркетинга

Наличие производственных мощностей не может гарантировать рыболовной компании прибыльность и возвратность инвестиций, поскольку они могут оказаться невостребованными рынком. Для рыболовной компании, продукция которой не может быть произведена в запас на длительное время, даже временная невостребованность может стать финансово-непоправимой. Эта особенность рыболовной отрасли определяет значимость и влияние маркетинга на деятельность рыболовной компании. План маркетинга должен отразить:

• ценовую политику рыболовной компании на рынке;

• тактику и механизм взаимодействия рыболовной компании с клиентурой;

• рекламно-информационную деятельность рыболовной компании. Содержание плана маркетинга зависит от формы организации рыболовства и участия компании в объединениях судовладельцев (линейных конференциях и др.).

Ценовая политика основывается на прогнозах развития рынка рыбной продукции и направлена на повышение прибыльности рыболовной компании путем снижения себестоимости вылова. Определяются безубыточные объемы производства, при которых уловы становятся нерентабельными.

Финансовая устойчивость рыболовной компании во многом определяется тактикой и механизмом её взаимодействия с клиентурой. Их цель состоит в предоставлении клиентуре завершённого комплекса услуг, обеспечивающих перевозки "от моря до рыбцеха". Для этого рыболовная компания должна располагать собственной или организованной на договорной основе разветвленной сетью предприятий, филиалов, представительств, агентств, осуществляющих все виды сервиса, сопутствующие данной деятельности. В плане маркетинга даются структура, состав и порядок взаимодействия сети предприятий. Приводятся заключенные рыболовной компанией долгосрочные договоры, контракты и протоколы о намерениях.

Составной элемент плана маркетинга - рекламно-информационная деятельность. Необходимо определить подходы к рекламе, её формы, виды и методы доведения до клиентуры, бюджет рекламной компании.

Прогноз объёма производства

На основе анализа рынка и оценки уровня конкуренции производится прогноз объёма уловов рыболовной компании. Для прогнозирования объёма производства могут использоваться различные методы: метод экспертных оценок, анализ временных рядов, различные прогнозные модели.

Прогноз объёма уловов осуществляется с разбивкой по видам вылавливаемой рыбы и морепродуктов и специализации предприятия, районам промысла и т.д.

Прогноз объёма уловов может подкрепляться ссылками на протоколы о намерениях (если они имеются), технико-экономическими обоснованиями и контрактами.

Производственный план

Для освоения спрогнозированного объёма производства рыболовная компания должна располагать соответствующей производственной базой. Её составляют суда различной специализации, типов и размеров, приспособленные для рассматриваемых видов рыбной продукции. Основная задача производственного плана заключается в определении:

• состава и состояния производственной базы рыболовной компании, её соразмерности и соответствия основным намерениям и целям;

• масштабов и пределов обновления производственной базы рыболовной компании, требуемых для осуществления основных намерений и целей, и необходимых инвестиций.

Состав и состояние производственной базы характеризуется объёмом тоннажа, функциональной и возрастной структурой флота. Сопоставление этих параметров с объемами и требованиями к качеству производимой рыбной продукции и перспективы развития позволяет установить подготовленность рыболовной компании к развитию деловой активности, повышению или сохранению своего влияния и конкурентоспособности на рынке. Это дает возможность определить масштабы и пределы требуемого количественного и качественного обновления флота.

Принципиальная проблема обновления флота - пределы технико-эксплуатационной диверсификации судов, их специализации и универсализации. Сводные материалы по обновлению флота представляются в форме баланса флота рыболовной компании, в котором приводятся состав флота (на начало периода), выбытие и поставки судов. Устанавливается порядок и последовательность выбытия и возможных поставок.

Организационный план

Организационный план - деловое расписание рыболовной компании. В его основу закладывается разумно-компромиссное сочетание темпов обновления флота и финансовой устойчивости рыболовной компании.

Коммерческие кредиты, которые она берет под обновление флота, должны быть экономически посильными. Обновление флота быстрыми темпами с использованием коммерческих кредитов может усугубить положение и завести рыболовную компанию в финансовый тупик.

В организационном плане выделяются и хронологизируются ключевые операции, определяющие практическую осуществимость, успех и судьбу бизнес-плана. В составе этих операций отражаются оформление и получение кредитов, подготовка, заключение контрактов и организация закупки судов, реализация на мировом рынке убыточных судов, оформление перевода судов под иностранный флаг, если это требуется для получения кредитов под залог судов в зарубежных банках, подготовка базы (коммерческой, технологической, кадровой.) по использованию приобретаемых судов. Приводятся рискованные и опасные операции, определяются меры страховки в возможных неблагоприятных ситуациях.

Осуществление бизнес-плана может потребовать структурной реорганизации рыболовной компании. Даются направления этой реорганизации, назначение и задачи структурных подразделений и служб, их полномочия и ответственность за принимаемые решения.

Стратегия финансирования

Стратегия финансирования определяет источники и объемы средств, которые могут быть получены для обновления флота, условия, на которых эти средства могут быть получены и возвращены, и их распределение по основным инвестиционным проектам. Могут быть рассмотрены следующие потенциально возможные источники финансирования:

• амортизационный фонд и средства из чистой прибыли рыболовной компании;

• средства сторонних инвесторов, в том числе зарубежных, получаемые в виде кредитов, на основе лизинга, от выпуска акций и облигаций, целевого объединения капитала (совместные предприятия, холдинги и т.п.);

• средства, получаемые из бюджета в форме государственной поддержки (прямой или опосредствованной) и специальных фондов.

Размеры собственных средств зависят от финансовой устойчивости рыболовной компании. Основной упор делается на кредиты. Они служат основной формой обновления флота.

В этом разделе необходимо разработать расчетную схему возврата кредита. Следует обратить внимание на следующие аспекты:

• выделение судов, под залог которых может быть получен кредит, экспертная оценка рыночной стоимости этих судов и потенциально возможных размеров кредита;

• определение экономических показателей судов, под залог которых может быть получен кредит и уточнение его размеров.

Инвестиционная программа может разрабатываться по всему флоту, отдельным его видам или типам судов. Стержневой раздел бизнес-плана - программа пополнения флота. Она опирается на производственный план и стратегию финансирования, и устанавливает:

• специализацию и типы судов, в которые вкладываются средства, источники получения, размеры и порядок использования этих средств, приоритеты проектов и хронологизация их исполнения;

• экономические показатели, прибыльность и окупаемость проектов, возвратность вложенных в них средств и их влияние на экономические показатели работы рыболовной компании.

В проект закладываются следующие исходные принципы: сохранение деловой активности и влияния в традиционно устойчивых и стабильных сегментах рынка, где рыболовная компания имеет высокий авторитет и престиж;

- расширение деловой активности и влияния в развивающихся сегментах рынка, где рыболовная компания обладает недостаточно сильными позициями;

- свертывание деловой активности и влияния в быстро затухающих сегментах рынка.

На основе этих принципов отрабатываются состав, структура флота, технико-эксплуатационные характеристики, приоритеты, сроки и условия приобретения судов, включаемых в программу пополнения флота. Приоритетность приобретения судов устанавливается по их рентабельности или самоокупаемости кредита.

По всем типам приобретаемых судов составляются экономические карты. Они служат базой для расчета экономических показателей нового флота или реализации инвестиционного проекта. Расчеты проводятся в реально установленном варианте использования средств по источникам финансирования (собственные средства, кредит и т.д.).

Особую опасность для финансового состояния компании может представлять приобретение одновременно нескольких судов и высокие темпы обновления флота с использованием коммерческих кредитов.

В первые годы погашения кредита приобретаемые суда могут иметь отрицательный баланс платежей, который придется перекрывать за счёт прибыли от эксплуатации других судов. Существует граница, при которой суммарный баланс рыболовной компании в целом удерживается на нулевом уровне. Она представляет собой предельно допустимую границу объёмов кредитования и переступать её опасно для финансового положения рыболовной компании.

При ограниченных ресурсах важен выбор варианта обновления флота. Возможны два пути - пополнение флота новыми судами или бывшими в эксплуатации судами возрастом 5-8 лет. Рыночная стоимость новых судов выше, но эксплуатационные расходы ниже, чем у судов, бывших в эксплуатации. Формально первый путь обновления флота короче, но дороже, а второй путь длиннее, но дешевле. Необходимо выбрать посильный способ обновления флота, соразмерный с финансовыми возможностями компании.

Существуют и другие нюансы. Кредит на приобретение новых судов предоставляется, как правило, на 8-10 лет, а на приобретение судов, бывших в эксплуатации, - на 5 лет. Может оказаться, что выплаты по обслуживанию кредита в первые годы для судов, бывших в эксплуатации, будут выше, чем для новых судов. Это должно быть проверено расчётами, так как в сложной финансовой ситуации начальный период представляет для рыболовной компании особый интерес.

Для принятых сроков предоставления кредитов и одинаковых ставок процентов (например, 10%), выплаты по обслуживанию кредита в первые 5 лет по судам, бывшим в эксплуатации, будут больше, если их стоимость превышает 70% стоимости новых судов. И все же для рыболовной компании, оказавшейся в трудном финансовом положении, более предпочтительным и возможно даже неизбежным будет второй путь обновления флота.

Финансовый план

Цель этого раздела - выявить, каковы будут доходы от эксплуатации флота и прибыль (по годам и в целом за плановый период), как результат выбранной финансовой стратегии.

Финансовый план составляется на определенный период (3-5 лет) с годовым срезом. Он охватывает все сферы деятельности рыболовной компании: основную (вылов рыбы и производство рыбопродукции), вспомогательную, осуществляемую хозяйственными подразделениями и службами, внереализационные операции, в том числе с ценными бумагами, и операции, связанные с продажей основных фондов.

Рыночная стоимость судов, кредиты, которые могут быть получены под их залог и отношение кредитов к рыночной стоимости принимаются по сложившимся мировым ценам. Доходные и суточные арендные ставки определяются путём расчета или экспертно с учетом практики и опыта рыболовной компании и конъюнктуры рынка. Эксплуатационные расходы устанавливаются по фактическим затратам (после их анализа и обоснованной корректуры). Учитывается рост эксплуатационных расходов, вызванный старением судов (на техническое обслуживание и ремонт, топливо, страхование). Темпы роста определяются экспертно. Обычно они составляют 2-5% в год. Доходы, эксплуатационные расходы и валовая прибыль исчисляются в годовом, а при необходимости и полугодовом разрезе и суммарно за обзорный период по судам, возрастным группам судов и всему флоту рыболовной компании.

Экономические карты дополняются линейно-эксплуатационными графиками. В них приводятся нормативные сроки службы и списания судов, время и стоимость планируемого ремонта и докования, валовая прибыль и рыночная стоимость, если они будут проданы или списаны.

Линейно-эксплуатационные графики определяют состав списываемых судов. В этот состав включаются убыточные суда, затраты на предстоящий ремонт и докование которых превышают валовую прибыль от их использования.

Сводный финансовый план - это интегральный баланс платежей, отражающий доходы, расходы, налоговые отчисления, валовую и чистую прибыль. Прогнозные расчеты экономических показателей выполняются с учётом действующей системы налогообложения. На основе чистой прибыли и планируемых отчислений в различные фонды и на выплату дивидендов определяются собственные средства рыболовной компании, которые потенциально могут быть направлены на обновление флота.

Оценка риска

Рыболовство является видом предпринимательства, связанным со многими рисками и протекающим в условиях неопределенности Будущая прибыль рыболовной компании зависит от многих факторов, но в первую очередь от технико-эксплуатационных характеристик судов, имеющихся в её распоряжении.

В инвестиционной деятельности всегда присутствует ситуация не надежности получения желаемых результатов. Ненадежность будущих условий реализации проекта может быть связана с возникновением ситуации риска и ситуации неопределенности.

При ситуации риска известна вероятность наступления того или иного варианта развития инвестиционного процесса. При ситуации, которая характеризуется неопределенностью, значения вероятности получить невозможно. Выделяют и специфические ситуации, вытекающие из информационной неясности характеристик будущего состояния инвестиционного процесса и воздействия на него внешних условий.

Анализируя инвестиционный проект, необходимо идентифицировать области и факторы возможных рисков. Деятельность рыболовных компаний, в первую очередь, подвержена так называемым общим рискам. Эти риски присущи любой деятельности и подразделяются на:

• политические риски - например, возникновение военных конфликтов внутри страны, между странами, государственный переворот, террористические акты, забастовки;

• административные риски - возможные изменения нормативных актов, экспроприация собственности, арест счетов или имущества предприятия, неплатежи государства по обязательствам, изменение условий инвестирования и использования прибыли;

• риски "форс-мажор" - землетрясения, наводнения, пожары, эпидемии и пр.

Вышеперечисленные виды рисков относятся к ситуациям неопределенности. Рассмотрим несколько примеров влияния общих видов риска на реализацию инвестиционных проектов рыболовных предприятий.

При оценке влияния риска на инвестиционный проект внимание уделяется тем его видам, которыми можно управлять, используя различные методы. Управление рисками позволяет выработать меры по снижению возникающих потерь. К рискам, влияющим на инвестиционный процесс, можно отнести:

• производственный риск, который связан с трудностями реализации проекта, превышением фактических затрат над проектными, несоблюдением сроков договоров (этому виду риска подвержены в боль шей или меньшей степени все проекты);

• коммерческий риск, проявляющийся в недобросовестности и неплатежеспособности партнеров, в неквалифицированной организации коммерческой работы;

• рыночный риск, связанный с изменением конъюнктуры рынка, колебаниями курсов валют и цен, неопределенностью действий конкурентов (снижение этого вида риска достигается проведением маркетинговых исследований);

• инфляционный риск, связанный с ростом цен на производственные ресурсы (этот риск объективно возможно прогнозировать, снижая будущие потери);

• финансовый риск, который проявляется в невыполнении финансовых обязательств перед инвестором по возврату кредита (снижение потерь достигается разработкой правового обеспечения в виде договоров и соглашений);

• информационный риск, связанный с недостоверностью и несвоевременностью информации, необходимой для принятия решений.

Вероятность возникновения каждого из перечисленных видов риска для конкретного проекта различна, поэтому важно выявить наиболее вероятные виды риска и определить возможные суммы потерь по ним посредством проведения качественного и количественного их анализа.

Качественный анализ сводится к тому, чтобы выявить основные факторы рисков, определить потенциальные зоны их возникновения и идентифицировать все возможные риски, связанные с проектом. Количественный анализ заключается в определении размеров отдельных видов рисков и степени риска проекта в целом статистическими, экспертными, аналитическими и другими методами. Результаты анализа должны определить принадлежность проекта к одной из областей риска - безрисковой, минимального, повышенного, критического или недопустимого риска и сформировать решение о принятии или непринятии проекта к реализации. Путем конструирования моделей и использования специальных методов оценки воздействия рисков при инвестиционных расчетах можно определить значение целевых критериев инвестиционной деятельности рыболовной компании. Выработанная в соответствии с принадлежностью к определенной зоне риска стратегия принятия управленческих решений позволит разработать комплекс мероприятий по снижению негативных воздействий выявленных факторов риска.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение бизнес-плана.

2. Что означает бизнес-план как плановый документ для рыболовного предприятия?

3. Назовите цели, задачи, функции бизнес-плана.

4. Опишите основные стадии разработки бизнес-плана.

5. Какова структура составления бизнес-плана и каким образом учитываются при этом отраслевые особенности?

6. Перечислите основные разделы бизнес-плана.

7. Какова логическая последовательность составления бизнес-плана?

8. Особенности стиля изложения информации о проекте в бизнес-плане.

Рекомендуемая литература: [12], [13], [15], [18], [20], [21], [22], [23], [26], [27], [28], [37], [38], [39], [40], [47], [48], [50].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: