ТЕМА 2. Система, признаки и свойства МК

Генеральная схема.

Простейшую коммуникационную модель знал уже Аристотель:

S=>M=>R,

где S (sourse) — источник, М (message) — сообщение, R (receiver) — получатель.

В общем виде массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений (газеты, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, интернет).

Г. Лассуэлла: определение массовой коммуникации только и становится ясным по мере ответов на последовательную цепочку вопросов:

КТО говорит Коммуникатор
ЧТО сообщает Содержание сообщения
по какому КАНАЛУ Средства коммуникации
КОМУ Характеристики аудитории
с каким ЭФФЕКТОМ Изменения аудитории в результате коммуникации

Это – субъект-объектная схема массовой коммуникации

Г. Лассуэлл в 1967 году, он еще раз переработал схему, уточнив некоторые моменты, и в окончательном, теперь уже классическом, варианте она выглядит так:

Перспективы Ситуация

Участники коммуникации Реакции реципиентов

Основные ценности Стратегии

Эффекты

Это – субъект-субъектная схема массовой коммуникации.

Исчезло «массово-коммуникативное воздействие» — появилась совместная деятельность. Она определяется ситуацией и возможными перспективами. Ее предметом являются основные ценности (по умолчанию, это ценности аудитории). На их изменение направлены разные стратегии, которые вызывают разные реакции. В итоге, возникают различные эффекты массовой коммуникации. Отметим исчезновение понятия «эффективность» ведь оно подразумевает чье-то воздействие. При совместной деятельности воздействия вроде бы нет — значит, должны быть просто некоторые «эффекты».

Если предыдущая схема отражала внешнюю структуру массовой коммуникации, то последняя больше соответствует ее внутреннему содержанию. Они дополняют друг друга. Для удобства, однако, возьмем за основу более реалистичную внешнюю схему коммуникационного процесса.

Признаки МК.

1. Распространяется среди членов больших групп.

2. Требуют для функционирования определенные технические средства.

3. Связаны с текущими социально-экономическими событиями в обществе.

4. Имеют 2-ступенчатый характер: информация преломляется через социальное окружение личности и видоизменяется в соответствии с этим.

5. Оказывает влияние на развитие общества и функционирования общественного мнения.

Свойства МК:

1. Диаточность: человек находится в личном физическом пространстве и того социального мира, который предъявляют ему МК.

2. Диахромность: человек находится в текущем субъективном времени и в том промежутке времени, который предъявляют ему МК.

3. Симультанность: одна и та же информация воспринимается огромным количеством людей одновременно.

4. Мультиплицирование: существует возможность многократного повторения распространяемой информации.

5. Репликация: МК оказывают регулятивное воздействие на поведение больших социальных групп через систему сообщений, пропаганды и рекламы.

ТЕМА 3. Функции МК.

Все функции можно разделить на 2 группы:

• социальные – что дает МК обществу в целом;

• личностные – что значат для человека в отдельности.

Социальные:

  1. Управления, социального контроля за поведением, формирования общественного мнения, настроения. – доводятся решения правительства, сообщают о принятых мерах, формируется мнение по социальным и политическим вопросам.
Обратная сторона: контроль и управление происходят в интересах конкретной группы лиц, являющейся источником МК
  1. Информационная. Обеспечивают свою аудиторий необходимой информацией о мире, переменах, инициирует познавательную активность, формируют менталитет сообщества.
Обратная сторона: широко распространяемая информация заменяет знания о реальном мире образами, мнениями, случайными изображениями, малопонятными словами. Личность не может усвоить информацию в полном объеме –фрагментарность представлений.
  1. Передачи культуры, воспитания и образования. В целом организация процесса культурации, обеспечивающей преемственность нравственных и национальных особенностей общества.
Обратная сторона: антимония – усвоение культуры, повышение образованности происходит поверхностно и не усваивается на личностном уровне. Культурация происходит у всех, но неглубоко.
  1. Развлечения/Досуговая. МК дают большие возможности для отдыха и развлечения, заполняют свободное время, отвечают потребностям большинства населения.
Обратная сторона: отнимают, пожирают се время – вытесняются активные и познавательные формы досуга.
Личные:  
  1. На уровне индивид – общество осуществляется связь личности и общества в целом. Реализуется функции социальной ориентации. Личность включается в процесс формирования общественного мнения. МК дают возможность ориентироваться в мире социальных явлений, дают опыт, необходимый для социализации личности..
Обратная сторона: формируют зависимость индивида от преследующих свои цели групп, направляющих социализацию и культурацию в нужном им направлении
  1. На уровне индивид – социальное окружение. Функция аффилиации и социальной идентификации. МК дают возможность индивиду приобщиться к референтным группам – повышается их статус.
Обратная сторона: стандартизирует личность по предлагаемым референтным образцам.
  1. Индивид-индивид – функция контакта. МК расширяют сферу общения за счет общей тематики, общего совместного участия во время просмотров, прослушивания..
Обратная сторона: разрушают межличностные контакты как самостоятельную ценность, вносят деструкцию в реальное общение
  1. Я-концепция индивида – самоутверждения. Дают возможность получить поддержку его ценностям, идеям за счет референтных групп, солидарных с ними. Близко знакомят со звездами, как бы включая их в число знакомых.
Обратная сторона: формирование неадекватной Я-концепции и утрата индивидуальности
Практические  
    1. Эмоциональной релаксации. Снятие стрессовых состояний за счет разрядки отрицательных эмоций.
Обратная сторона: снимаются «симптомы», источники стресса остается
    1. Регулятивная – на уровне индивидуальных, поведенческих реакций – через рекламное и пропагандическое воздействие.
Обратная сторона: всегда в интересах конкретных лиц
    1. Утилитарная – в чисто практическом смысле (кулинарные программы, практические советы).
Обратная сторона: всегда в интересах конкретных лиц

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: