Товарная политика предприятия

В условиях рыночных отношений объем реализации продукции во многом зависит от ее конкурентоспособности, а следовательно, требу­ется постоянная оценка товара с позиции ее соответствия требованиям рынка и экономической целесообразности производства. Выполнение этих требований отражается в товарной политике предприятия. Товар­ная политика это составная часть перспективного плана развития производства (бизнес-плана), которая включает предварительный вы­бор номенклатуры продукции или услуг.

Разработка товарной политики предусматривает:

- комплексный анализ возможностей действующих рынков с пози­ции обеспечения успешной реализации намеченной номенклату­ры продукции, т. е. оценку рынков сбыта;

- сравнение уровней конкурентоспособности собственного и ана­логичного товара, производимого конкурентами;

- выбор наиболее благоприятных рынков и соответствующей но­менклатуры продукции, объема реализации и цены для каждого из них;

- анализ изменения выручки и разработку плана перспективной но­менклатуры продукции с учетом ее конкурентоспособности.

Для оценки рынков сбыта определяются место товаров на различных рынках исходя из платежеспособности спроса на товар, а также структу­ра покупателей по платежеспособному спросу и перечень конкурентов.

Оценка рынков сбыта позволяет установить потенциальную номен­клатуру всей продукции, а с помощью методики определения ее кон­курентоспособности можно определить уровень конкурентоспособно­сти каждой номенклатурной позиции товара.

На основе данных анализа потенциального спроса, насыщенности рынка, движения рыночных цен определяется ассортимент продукции. При этом могут быть использованы различные подходы. Один преду­сматривает производство товаров с минимальными издержками в ре­зультате использования более дешевого сырья, материалов, рабочей силы и т. п., что отражается на качестве продукции и ее цене (качество ухуд­шается, цена снижается). Другой подход подразумевает рост "имиджа" предприятия вследствие повышения качества товаров.

1.8. Основы оценки конкурентоспособности товара.

Для обеспечения высокой достоверности оценки уровня конкурен­тоспособности товара вся промышленная продукция подразделяется на группы. Каждая группа товаров характеризуется определенными тех­нико-экономическими показателями и организационно-технологиче­ским уровнем производства.

Конкурентоспособност ь – это характеристика товара, отражающая его отличие от товара – конкурента как по степени удовлетворения конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения и поэтому является относительным показателем.

Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:

· параметров качества (технических);

· экономических параметров.

К группе технических относятсяпараметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения: параметры назначения, эргономические, эстетические, нормативные параметры.

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена реализации) по приобретению и потреблению продукции.

Для оценки конкурентоспособности това­ра решаются следующие задачи:

- определение номенклатуры готовой продукции исходяиз возмож­ностей действующих производственных мощностей;

- установление конкурентов-производителей аналогичной продук­ции, входящей в номенклатуру продукции действующего пред­приятия;

- определение технико-экономических показателей для установле­ния конкурентоспособности товара и выбор методики их оценки;

- расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара;

- определение номенклатуры продукции с позиции интересов по­требителя и производителя, а также по уровню конкурентоспо­собности для включения в план производства, снятия с произ­водства и перехода на новую продукцию.




double arrow
Сейчас читают про: