В условиях рыночных отношений объем реализации продукции во многом зависит от ее конкурентоспособности, а следовательно, требуется постоянная оценка товара с позиции ее соответствия требованиям рынка и экономической целесообразности производства. Выполнение этих требований отражается в товарной политике предприятия. Товарная политика — это составная часть перспективного плана развития производства (бизнес-плана), которая включает предварительный выбор номенклатуры продукции или услуг.
Разработка товарной политики предусматривает:
- комплексный анализ возможностей действующих рынков с позиции обеспечения успешной реализации намеченной номенклатуры продукции, т. е. оценку рынков сбыта;
- сравнение уровней конкурентоспособности собственного и аналогичного товара, производимого конкурентами;
- выбор наиболее благоприятных рынков и соответствующей номенклатуры продукции, объема реализации и цены для каждого из них;
- анализ изменения выручки и разработку плана перспективной номенклатуры продукции с учетом ее конкурентоспособности.
Для оценки рынков сбыта определяются место товаров на различных рынках исходя из платежеспособности спроса на товар, а также структура покупателей по платежеспособному спросу и перечень конкурентов.
Оценка рынков сбыта позволяет установить потенциальную номенклатуру всей продукции, а с помощью методики определения ее конкурентоспособности можно определить уровень конкурентоспособности каждой номенклатурной позиции товара.
На основе данных анализа потенциального спроса, насыщенности рынка, движения рыночных цен определяется ассортимент продукции. При этом могут быть использованы различные подходы. Один предусматривает производство товаров с минимальными издержками в результате использования более дешевого сырья, материалов, рабочей силы и т. п., что отражается на качестве продукции и ее цене (качество ухудшается, цена снижается). Другой подход подразумевает рост "имиджа" предприятия вследствие повышения качества товаров.
1.8. Основы оценки конкурентоспособности товара.
Для обеспечения высокой достоверности оценки уровня конкурентоспособности товара вся промышленная продукция подразделяется на группы. Каждая группа товаров характеризуется определенными технико-экономическими показателями и организационно-технологическим уровнем производства.
Конкурентоспособност ь – это характеристика товара, отражающая его отличие от товара – конкурента как по степени удовлетворения конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения и поэтому является относительным показателем.
Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:
· параметров качества (технических);
· экономических параметров.
К группе технических относятсяпараметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения: параметры назначения, эргономические, эстетические, нормативные параметры.
К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена реализации) по приобретению и потреблению продукции.
Для оценки конкурентоспособности товара решаются следующие задачи:
- определение номенклатуры готовой продукции исходяиз возможностей действующих производственных мощностей;
- установление конкурентов-производителей аналогичной продукции, входящей в номенклатуру продукции действующего предприятия;
- определение технико-экономических показателей для установления конкурентоспособности товара и выбор методики их оценки;
- расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара;
- определение номенклатуры продукции с позиции интересов потребителя и производителя, а также по уровню конкурентоспособности для включения в план производства, снятия с производства и перехода на новую продукцию.






