Рыночная конкуренция

Составной частью рыночной экономики является конкуренция; Кон­куренция (соперничество) - основной механизм формирования хозяй­ственных пропорций, направленный на создание благоприятных усло­вий сбыта продукции. Различают четыре наиболее распространенных типа конкуренции.

Рынок чистой конкуренции проявляется в случае, когда имеется боль­шое число товаропроизводителей и потребителей аналогичного специ­ализированного товара, например рынок автомобилей, мотоциклов, те­левизоров и т. п. Для устранения влияния конкурента используются различные способы вплоть до реализации товара ниже себестоимости. Дополнительные преимущества в борьбе с конкурентами: экономиче­ски эффективное формирование средств производства, включая рабо­чую силу; создание производства высококачественной продукции с ис­пользованием современной технологии и квалифицированных специ­алистов, что позволяет обеспечить высокий "имидж".

Рынок чистой монополии - тип конкуренции, когда организация продажи представлена на рынке товаров единственным производите­лем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и приви­легий для этого производителя со стороны государства. Чистая моно­полия не свободна от влияния покупателя на цены товаров, поэтому монополист должен постоянно анализировать поведение покупателей на рынке и по мере необходимости снижать цены. На рынке чистой монополии создаются условия для получения максимальной прибыли за счет ценовой дискриминации, которая возможна только при груп­пировке покупателей по платежеспособности, ценовой эластичности сырья и т. п.

Рынок монополистической конкуренции — тип конкуренции, когда вся номенклатура продукции, представленная на рынке, изготовляется большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только спе­циализированы, но и дифференцированы по типам, маркам, качеству и другим потребительским характеристикам. Монополистическая кон­куренция не предусматривает серьезных ограничений для появления на рынке новых продавцов. Такой подход объясняется тем, что в бли­жайшей перспективе товаропроизводитель на рынке не может иметь конкурентов, производящих аналоги его товаров, т. е. имеется хорошая защита в виде патентов и авторских прав. В долгосрочном периоде мо­нополистическая конкуренция имеет тенденцию к снижению макси­мальной прибыли до нормальной или средней величины, а в отдель­ных случаях и до чистых убытков. Возможность максимизации прибы­ли постепенно исчезает, так как появляются новые серьезные конку­ренты, продукция которых является результатом внедрения новых тех­нических решений и прогрессивной технологий.

Олигополистический рынок характеризуется немногочислен­ностью продавцов и высокой чувствительностью к политике цено­образования. Он занимает большое пространство, но темпы его раз­вития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой — монополистической конкуренцией. Этот рынок обеспе­чивает максимизацию прибыли за счет роста цен, но на короткий период, поскольку из-за окружения сильных конкурентов цены при­ходится снижать.

Сосредоточение значительной части средств производства, квали­фицированной рабочей силы и, соответственно, объема выпуска про­дукции на одном промышленном предприятии позволяет товаропро­изводителю внедрять научно-технические достижения, резко снижать текущие издержки производства (себестоимость), а значит, держать те цены, которые на соответствующем этапе выгодны участникам олигополистического рынка. На тех предприятиях, где концентрация капи­тала невысокая и, следовательно, невозможно повысить эффективность производства, текущие затраты на производство и реализацию продук­ции растут и могут превышать рыночные цены. При такой экономиче­ской ситуации невозможно выдержать жесткую конкуренцию, что ве­дет к разорению.

Лекция 2

Цели и задачи создания и развития предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: