Составной частью рыночной экономики является конкуренция; Конкуренция (соперничество) - основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание благоприятных условий сбыта продукции. Различают четыре наиболее распространенных типа конкуренции.
Рынок чистой конкуренции проявляется в случае, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей аналогичного специализированного товара, например рынок автомобилей, мотоциклов, телевизоров и т. п. Для устранения влияния конкурента используются различные способы вплоть до реализации товара ниже себестоимости. Дополнительные преимущества в борьбе с конкурентами: экономически эффективное формирование средств производства, включая рабочую силу; создание производства высококачественной продукции с использованием современной технологии и квалифицированных специалистов, что позволяет обеспечить высокий "имидж".
Рынок чистой монополии - тип конкуренции, когда организация продажи представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и привилегий для этого производителя со стороны государства. Чистая монополия не свободна от влияния покупателя на цены товаров, поэтому монополист должен постоянно анализировать поведение покупателей на рынке и по мере необходимости снижать цены. На рынке чистой монополии создаются условия для получения максимальной прибыли за счет ценовой дискриминации, которая возможна только при группировке покупателей по платежеспособности, ценовой эластичности сырья и т. п.
|
|
Рынок монополистической конкуренции — тип конкуренции, когда вся номенклатура продукции, представленная на рынке, изготовляется большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы по типам, маркам, качеству и другим потребительским характеристикам. Монополистическая конкуренция не предусматривает серьезных ограничений для появления на рынке новых продавцов. Такой подход объясняется тем, что в ближайшей перспективе товаропроизводитель на рынке не может иметь конкурентов, производящих аналоги его товаров, т. е. имеется хорошая защита в виде патентов и авторских прав. В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция имеет тенденцию к снижению максимальной прибыли до нормальной или средней величины, а в отдельных случаях и до чистых убытков. Возможность максимизации прибыли постепенно исчезает, так как появляются новые серьезные конкуренты, продукция которых является результатом внедрения новых технических решений и прогрессивной технологий.
|
|
Олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов и высокой чувствительностью к политике ценообразования. Он занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой — монополистической конкуренцией. Этот рынок обеспечивает максимизацию прибыли за счет роста цен, но на короткий период, поскольку из-за окружения сильных конкурентов цены приходится снижать.
Сосредоточение значительной части средств производства, квалифицированной рабочей силы и, соответственно, объема выпуска продукции на одном промышленном предприятии позволяет товаропроизводителю внедрять научно-технические достижения, резко снижать текущие издержки производства (себестоимость), а значит, держать те цены, которые на соответствующем этапе выгодны участникам олигополистического рынка. На тех предприятиях, где концентрация капитала невысокая и, следовательно, невозможно повысить эффективность производства, текущие затраты на производство и реализацию продукции растут и могут превышать рыночные цены. При такой экономической ситуации невозможно выдержать жесткую конкуренцию, что ведет к разорению.
Лекция 2
Цели и задачи создания и развития предприятия