Предложение — это номенклатура продукции, представленной на рынке товаров продавцом (производителем или его представителем) для реализации по установленной или договорной цене. Существует несколько видов предложения: предложение инициативное, т. е. предложение о товаре, сделанное по инициативе продавца; предложение действующее, т. е. предложение, которое со стороны покупателя оформлено документально: заключена сделка между продавцом и покупателем на конкретную продукцию, в заданном объеме, по договорной цене, в оговоренный срок поставки (данная сделка предусматривает двустороннюю неустойку); предложение свободное, т. е. без обязательств (эта форма используется в основном для выяснения спроса).
Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.
Согласно закону предложения по мере роста предложения повышается цена (рис. 2). С позиции потребителя этот закон выступает как сдерживающий фактор.
|
|
Цена
Ц
Ц
Ц
Ц
0,5Q Q 1,5Q 2Q Предложение
Рис.2. Зависимость предложения от цены товара
К факторам, влияющим на изменение величины предложения, относятся:
а) стоимость ресурсов. Каждый элемент материальных и трудовых ресурсов зависит от роста цен и его удельного расхода на единицу продукции, трудоемкости изготовления и часовой ставки;
б) внедрение современных технологических процессов;
в) налоговая политика, направленная на повышение ставки налога;
г) повышение конкурентоспособности аналогичной продукции у других производителей;
д) рост количества продавцов.
Для взаимной заинтересованности покупателя и продавца устанавливаются равновесные цены, которые на графике кривых спроса и предложения находятся в точке пересечения этих кривых. При повышении цены за пределами равновесной цены возникает избыток, который увеличивается по мере роста цен. Для устранения избытка производитель снижает цену. Товарная политика, способствующая росту числа покупателей, называется рыночным приспособлением.