· Теория фонемы
То, что нашу речь можно разделить на отдельные звуки, которые мы отличаем друг от друга, представляется само собой разумеющимися. Кажется совершенно очевидным, что все слышат разницу между гласными в словах дома – дума, между согласными в словах вес – весь, рак – лак и отличает налет от нальет – просто по звучанию.
Однако на самом деле выделение отдельных звуков в потоке речи вовсе не определяется одним только звучанием. Одно и то же звучание носителями разных языков оценивается с точки зрения звукового состава по-разному. Так, корейцы не заметят отличия р [r] от л [l], арабы – о [o] от у [u], для французов в словах вес [v’es] и весь [v’es’] как разные звуки будут оценены гласные, а не конечные согласные; и носители очень многих языков не смогут услышать разницы между налет [nal’ot] и нальет [nal’jot].
Следовательно, выделение отдельных звуков и оценка их как одинаковых или разных зависит от особенностей языкового строя.
Чтобы определить, сколько звуковых единиц используется в языке, необходимо решить две задачи:
|
|
1) разделить поток речи на отдельные звуки – минимальные звуковые отрезки;
2) определить, какие звуки нужно рассматривать как одинаковые, а какие – различать.
Как происходит в языке такое линейное членение и почему звуки оцениваются говорящим как одинаковые (или разные) – впервые показал Л.В. Щерба.
Функционирование языка в обществе всегда обусловлено необходимостью передачи каких-то смыслов. Выявление звуковых единиц также зависит от соотношения звучаний и значений. Общим принципом членения потока речи на звуковые единицы для всех языков является то, что это деление опирается на существование минимальных значащих единиц – морфем. (Но соотношение между морфемой и звуком в разных языках неодинаково, и среди языков мира можно обнаружить две различные группы: языки фонемные и языки слоговые. В первых основной звуковой единицей является фонема, представленная в речи отдельным звуком; во вторых – слог).
Морфема (от греч. morphe «форма») – 1) в широком смысле – минимальная значимая единица языка; 2) в узком смысле – минимальная значимая часть слова).
В фонемных языках, к которым относятся все европейские языки и многие другие, звуки отделяются друг от друга потому, что между ними могут проходить границы морфем:
да-ть /t/
да-л /l/
дал-а /а/
да-м /т/
да-н /п/
да-н-о /п/, /о/
с-вар-к-а /s/, /k/, /а/
Как видно из примеров, морфемная граница может проходить в любом месте звуковой цепи: после гласного перед согласным (да-н), после согласного перед гласным (да-н-о) и между согласными (с-вар-к-а). При этом границы морфем не связаны с границами слога (с-вар-к-а).
|
|
Поскольку звуковые цепочки делятся в словах, где есть морфемные швы, аналогичные последовательности разделяются и там, где смыслового деления нет: в слове вал [ l ] отделяется так же, как в слове дава-л; в слове c yмa [ s ] выделено так же, как в слове cyмeть, и т.д.
Таким образом, морфологические (т.е. в лингвистическом отношении смысловые) характеристики слова позволяют решить первую задачу –членить слово и вообще поток речи на звуки, выделять отдельные звуковые отрезки из разных сочетаний.
Чтобы выяснить, как различаются между собой звуки, следует сравнивать их, т.е. определить, какие звуки нужно рассматривать как одинаковые, а какие – различать.
Так, в словоформах
дал
дать
дам
дан – гласные, обозначенные одной и той же буквой а звучат по-разному: «низко» в дал, и «выше» и «светлее» в дать и с носовым оттенком в дам, дан. Однако эти различия обычно «пропускают мимо ушей». Происходит это потому, что особенности звучания вызваны соседством с разными согласными: твердым л, мягким ть и носовым м, н.
Значит, звуки разного качества зависят от фонетического положения.
Однако говорящие абстрагируются от этих особенностей звучания и оценивают гласный как одну и ту же единицу языка – одну и ту же фонему.
Напротив, в словах дал – дол – дул; дам – дом – дум разница между гласными не зависит от соседних звуков; эти различия между звуками автономны и здесь разные звуки представляют собой разные фонемы.
Таким образом, в языках существуют два типа звуковых различий:
1) не зависящие от фонетических условий, автономные, т.е. различия между фонемами(автономия [гр. autonomia > autos – сам + nomos – закон] – самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства);
2) связанные с фонетическим положением, т.е. это различия между оттенками (аллофонами, вариантами) одной и той же фонемы, общими для всех говорящих на данном языке (аллофонами (аллофон [гр. allos другой, иной + phone звук]).
Для фонемы как автономной звуковой единицы важны независимость от фонетического положения и потенциальная связь со значением, Т.е. возможность выступать в качестве звуковой формы морфемы.
Итак, первоначальное членение на отдельные звуки речи происходит благодаря наличию морфологических границ в звуковой цепи; но самостоятельной единицей, отличной от морфемы, фонема становится потому, что она затем выделяется и в тех звуковых последовательностях, где таких границ нет.
Фонема – это минимальная звуковая единица языка, линейно не членимая, служащая для образования звуковых оболочек значащих единиц и потенциально связанная со значением.
· Фонема и аллофоны
Один из важнейших аспектов учения о фонеме состоит в различении понятий фонемы и звука речи. Основанием для такого различения служит характерная особенность фонемы, заключающаяся в ее многообразном звуковом выражении в речи в виде различных аллофонов (иначе – оттенков),т.е. конкретных реализаций.
Итак, всякая фонема существует в виде разных аллофонов.
Нужно различать следующие виды звуковых реализаций (аллофонов):