Синтагма и предложение.
1. Синтагма как интонационная единица.
2. Основные фонетические средства интонации.
3. Интонационные типы и их характеристика.
1. С синтаксической точки зрения основной единицей, передающей значение высказывания, выступает предложение. Отдельные слова объединяются в более крупные единицы. С фонетической точки зрения представляет интерес, каким образом происходит это объединение при порождении речевого высказывания и как это последнее членится на слова при восприятии.
Минимальным линейным отрезком речевой цепи, содержащим в своем составе одно или несколько слов и являющимся «простейшим синтаксическим целым», является синтагма. Впервые определение синтагмы как семантико-синтаксической единицы, обладающей фонетической цельнооформленностью, дал Л.В. Щерба: «Фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи – мысли» (Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1953. – С.8)
Смысловые отношения обуславливают фонетическое единство элементов, образующих синтагму. Это фонетическое единство достигается усилением последнего в синтагме словесного ударения: рус. резать яблоко, разъезжать по разным городам, говорить стихотворение наизусть.
|
|
Таким образом все слова, предшествующие последнему, несут только обычное словесное ударение, тогда как это последнее характеризуется усиленным ударением, которое называется синтагматическим. если предложение имеет несколько синтагм, то и синтагматических ударений может быть несколько. Словесное ударение внутри синтагмы может значительно ослабляться. Крайний случай такого ослабления – утрата собственного словесного ударения: не уходи, передо мной, под гору.
Членение высказывания на синтагмы не связано жестко с синтагматическим членением: одна и та же синтагматическая конструкция может быть реализована в речи по-разному: Мы читали книгу. Мы / читали книги. Деление на синтагмы – универсально, но отлично в разных языках.
Цепочка синтагм, объединенных в более крупное смысловое целое, образует фразу. Фраза объединяет синтагмы благодаря наличию фразового ударения, падающего на последний ударный гласный в последней синтагме. Можно сказать, что фразовое ударение – это усиленное синтагматическое ударение, находящееся на последней синтагме.
По своей линейной протяженности фраза совпадает, как правило, с предложением, а по своим фонетическим характеристикам она зависит от интонационного оформления синтагм, входящих в нее. Верно и обратное утверждение: фонетические характеристики синтагм, образующих фразу, зависят от интонации целой фразы.
|
|
Итак, интонация служит для организации целостности синтагмы и фразы. Однако это не единственная функция интонации.
Прежде чем перейти к другим функциям рассмотрим фонетические средства, которые используются для интонационного оформления.
2. Фонетические средства, с помощью которых происходит интонационное оформление, называют компонентами интонации.
К компонентам интонации относятся средства фонетической характеристики:
1) методика (изменение частоты колебания голосовых связок, которое приводит к изменению частоты голоса, что воспринимается как изменение высоты);
2) длительность (изменение скорости артикуляции – изменение темпа речи). Этот компонент называют также временной организации речи;
3) громкость (изменение силы артикуляционных движений);
4) пауза (отсутствие звучания).
Роль различных компонентов в интонационном оформлении различна.
Наибольшая нагрузка – на мелодику;
понятие о тоне – интонация.
Некоторые западные исследователи под интонацией понимают только мелодику.
В русском языкознании интонация понимается широко, как совокупность всех выше перечисленных средств.
Кроме термина интонация используется просодика и просодия.
1) мелодика восходящее – нисходящее движение; средняя … частота; минимальная, максимальная частота; мелодический диапазон – расстояние между минимальной и максимальной частотой.
Понижение тона – интонация завершенности, повествования, утверждения: Он ушел.
Если на ударном гласном слова, находящегося под фразовым ударением, … повышается, то мы имеем дело с вопросительной интонацией: Он ушел?
Восходяще-нисходящая: Он ушел (эмоциональная окраска).
Общие характеристики мелодического контура по-разному проявляются в различных языках.
2) темп
3) интенсивность – общефонетическая закономерность: падение интенсивности к концу фразы.
3. 2 различных подхода:
1) семантический подход:
1. повествовательная или завершающая интонация
2. вопросительная
3. интонация незавершенности
4. интонация выделенности (восклицательная).
2) от фонетической формы к языковому значению – классификация интонационных контуров (ИК), созданная Е.А. Брызгуновой.
Всего 7 ИК.
Каждая ИК имеет центральную (центральную, постцентровую) часть.
Значения:
ИК-1 – повествование
ИК-2 – вопрос (повествование, возражение)
ИК-3 – вопрос (незаконченное)
ИК-4 – вопрос (категоричность)
ИК-5 – повествование (желания, сожаления, предпочтения)
ИК-6 – незаконченная синтагма (вопрос, недоумение)
ИК-7 – повествование (невозможность, отрицание).
Создание взаимообратимой классификации – одна из задач теории интонации.