Интонационные характеристики

Синтагма и предложение.

1. Синтагма как интонационная единица.

2. Основные фонетические средства интонации.

3. Интонационные типы и их характеристика.

1. С синтаксической точки зрения основной единицей, передающей значение высказывания, выступает предложение. Отдельные слова объединяются в более крупные единицы. С фонетической точки зрения представляет интерес, каким образом происходит это объединение при порождении речевого высказывания и как это последнее членится на слова при восприятии.

Минимальным линейным отрезком речевой цепи, содержащим в своем составе одно или несколько слов и являющимся «простейшим синтаксическим целым», является синтагма. Впервые определение синтагмы как семантико-синтаксической единицы, обладающей фонетической цельнооформленностью, дал Л.В. Щерба: «Фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи – мысли» (Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1953. – С.8)

Смысловые отношения обуславливают фонетическое единство элементов, образующих синтагму. Это фонетическое единство достигается усилением последнего в синтагме словесного ударения: рус. резать яблоко, разъезжать по разным городам, говорить стихотворение наизусть.

Таким образом все слова, предшествующие последнему, несут только обычное словесное ударение, тогда как это последнее характеризуется усиленным ударением, которое называется синтагматическим. если предложение имеет несколько синтагм, то и синтагматических ударений может быть несколько. Словесное ударение внутри синтагмы может значительно ослабляться. Крайний случай такого ослабления – утрата собственного словесного ударения: не уходи, передо мной, под гору.

Членение высказывания на синтагмы не связано жестко с синтагматическим членением: одна и та же синтагматическая конструкция может быть реализована в речи по-разному: Мы читали книгу. Мы / читали книги. Деление на синтагмы – универсально, но отлично в разных языках.

Цепочка синтагм, объединенных в более крупное смысловое целое, образует фразу. Фраза объединяет синтагмы благодаря наличию фразового ударения, падающего на последний ударный гласный в последней синтагме. Можно сказать, что фразовое ударение – это усиленное синтагматическое ударение, находящееся на последней синтагме.

По своей линейной протяженности фраза совпадает, как правило, с предложением, а по своим фонетическим характеристикам она зависит от интонационного оформления синтагм, входящих в нее. Верно и обратное утверждение: фонетические характеристики синтагм, образующих фразу, зависят от интонации целой фразы.

Итак, интонация служит для организации целостности синтагмы и фразы. Однако это не единственная функция интонации.

Прежде чем перейти к другим функциям рассмотрим фонетические средства, которые используются для интонационного оформления.

2. Фонетические средства, с помощью которых происходит интонационное оформление, называют компонентами интонации.

К компонентам интонации относятся средства фонетической характеристики:

1) методика (изменение частоты колебания голосовых связок, которое приводит к изменению частоты голоса, что воспринимается как изменение высоты);

2) длительность (изменение скорости артикуляции – изменение темпа речи). Этот компонент называют также временной организации речи;

3) громкость (изменение силы артикуляционных движений);

4) пауза (отсутствие звучания).

Роль различных компонентов в интонационном оформлении различна.

Наибольшая нагрузка – на мелодику;

понятие о тоне – интонация.

Некоторые западные исследователи под интонацией понимают только мелодику.

В русском языкознании интонация понимается широко, как совокупность всех выше перечисленных средств.

Кроме термина интонация используется просодика и просодия.

1) мелодика восходящее – нисходящее движение; средняя … частота; минимальная, максимальная частота; мелодический диапазон – расстояние между минимальной и максимальной частотой.

Понижение тона – интонация завершенности, повествования, утверждения: Он ушел.

Если на ударном гласном слова, находящегося под фразовым ударением, … повышается, то мы имеем дело с вопросительной интонацией: Он ушел?

Восходяще-нисходящая: Он ушел (эмоциональная окраска).

Общие характеристики мелодического контура по-разному проявляются в различных языках.

2) темп

3) интенсивность – общефонетическая закономерность: падение интенсивности к концу фразы.

3. 2 различных подхода:

1) семантический подход:

1. повествовательная или завершающая интонация

2. вопросительная

3. интонация незавершенности

4. интонация выделенности (восклицательная).

2) от фонетической формы к языковому значению – классификация интонационных контуров (ИК), созданная Е.А. Брызгуновой.

Всего 7 ИК.

Каждая ИК имеет центральную (центральную, постцентровую) часть.

Значения:

ИК-1 – повествование

ИК-2 – вопрос (повествование, возражение)

ИК-3 – вопрос (незаконченное)

ИК-4 – вопрос (категоричность)

ИК-5 – повествование (желания, сожаления, предпочтения)

ИК-6 – незаконченная синтагма (вопрос, недоумение)

ИК-7 – повествование (невозможность, отрицание).

Создание взаимообратимой классификации – одна из задач теории интонации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: