Любая предпринимательская идея явно или неявно в обязательном порядке проходит экспертную оценку. Суть экспертной оценки заключается в попытке совместить требования, предъявляемые окружающей средой к характеру и качеству идеи, с возможностями предпринимателя. Явность или неявность оценки вытекает из того, насколько осознанно действует заинтересованное лицо, в качестве которого, как правило, выступает предприниматель, делает ли он специальные расчёты или принимает решение совершенно интуитивно и т.п.
Обычно экспертная оценка проходит в два этапа. На первом этапе предприниматель, как правило, самостоятельно оценивает содержание самой идеи и реальную востребованность её результатов. Причём оценка ведётся в самом общем виде. Например, оценивается идея постройки современного нефтеперегонного завода (НПЗ). Очевидно, что в России в условиях фактической монополизации производства автомобильного топлива (не более десятка компаний, независимость которых друг от друга является большим вопросом) и постоянно растущим парком автомобилей продукция НПЗ будет не только востребованной, но приносить хорошую прибыль, то есть строительство НПЗ является выгодным. Таковы результаты оценки на первом этапе.
|
|
Второй этап оценки является более сложным и нередко требует привлечения квалифицированных специалистов, которые могут провести специальные расчёты, выстроить логические схемы и выявить (выделить) узкоспециальную информацию.
В рассмотренном выше примере привлечённые специалисты, скорее всего, объяснят предпринимателю, что идея действительно хорошая, но при этом придётся решить несколько очень сложных и разноплановых задач:
· строительство современного НПЗ обойдётся в 5 млрд. рублей, такие суммы в России из-за высоких рисков может предоставить только банковский консорциум (группа банков, заключивших между собой специальный договор о распределении кредитных сумм и условиях их возврата) под гарантии Правительства РФ;
· оптимальное место размещение НПЗ является очень непростым делом; так при размещении у источника сырья – нефти можно ограничиться строительством короткого технологического трубопровода (5 – 10 км), но тогда НПЗ будет полностью привязан к одному месторождению нефти и, скорее всего, будет постоянно подвергаться давлению со стороны поставщиков нефти; при строительстве НПЗ в местах потребления автомобильного топлива потребуется строительство магистрального трубопровода (1 – 3 тыс. км) с несколькими ответвлениями к разным месторождениям нефти; при этом придётся проводить многочисленные согласования с региональными и муниципальными администрациями и органами экологического надзора; это выльется в большие дополнительные расходы и затягивание времени сдачи комплекса в эксплуатацию;
|
|
· для сбыта готовой продукции НПЗ придётся заключать многочисленные договора с нефтебазами или создавать свою сеть автозаправок, что также приведёт к большим дополнительным расходам и затягиванию времени.
Таким образом, хорошо себя показавшая на первом этапе оценки идея строительства НПЗ, при более детальной оценке на втором этапе показала свою нежизнеспособность. Это соответствует реальной ситуации в России, где за последние двадцать лет не построено ни одного нового НПЗ.