Г. И еще несколько положений

В. Деятельностно ориентированные принципы.

Б. Культурно ориентированные принципы.

А. Личностно ориентированные принципы.

Особенности комплекта учебников

«Школа 2000...» - «Школа 2100»

Учебно-методический комплект «Школа 2000...»—«Школа 2100» включает в себя:

1) учебники по математике для 1-1V классов начальной школы автора Л.Г. Петерсон, разработанные в рамках программы «Школа 2000...»

2) учебники по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, А.А. Вахрушева, разработанные в рамках программы «Школа 2100»

В основу учебно-методического комплекта «Школа 2000...» -«Школа 2100» положены следующие педагогические принципы.

1. Принцип адаптивности.

2. Принцип развития.

1. Принцип картины мира.

2. Принцип целостности содержания образования.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип смыслового отношения к миру.

5. Принцип ориентировочной функции знаний.

6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культур­ный стереотип.

1. Принцип обучения деятельности.

2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

3. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

4. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

1. Школа как часть образовательной среды.

2. Готовность к дальнейшему развитию.

3. Принцип минимакса. Максимум оценок - минимум отметок. «Щадящая» система домашних заданий.

Комплект учебников имеет следующие особенности:

1) максимально учитываются психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика;

2) формируется у школьника «целостная картина мира»;

3) интегрируются предметы не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии, через межпредметные связи;

5) переводят учителей из авторитарности в режим «педагогики сотрудничества»;

6) дают при желании учителя внутри общего учебника возможность определить для каждого ученика «собственную траекторию образования».

4. Гуманитаризация и гуманизация образования.

Гуманитаризация образования предполагает несколько подходов. Один из подходов связан с увеличением количества часов на предметы гуманитарного цикла, так как они формируют отношение человека к жизни, развивают творческие способности у учащихся.

Однако это направление гуманитаризации содержания образования в современной школе реализуется очень слабо. По учебному плану 2004 года отводится на предметы гуманитарного цикла наименьшее количество часов, на интегрированный предмет изобразительное искусство и художественный труд отводится всего два часа в неделю.

Другой подход к гуманитаризации содержания образования связан с внесением изменений в содержание учебных предметов. Содержание образования должно быть таким, чтобы ученик, осваивая то или иное явление, переживал пробуждение духовных сил, становился творцом культуры.

Сторонники процессуального аспекта гуманитаризации содержания образования предполагают внести изменения в сам процесс обучения с помощью деловых и дидактических игр, увеличения различного рода экскурсий, изучение учебного материала через сочинение сазок.

Приведем один из примеров использования сказки при объяснении сказки на уроках русского языка.

Рассказав ученикам о правописании существительных 3-го склонения с основой на шипящий звук, учитель в заключение урока прочел следующую сказку:

«В сумерках осеннего дня я возвращался домой с охоты. Узкая лесная тропинка внезапно привела меня к поляне, и моим глазам представилось удивительное зрелище: я попал на собрание существительных 3-го склонения с основой на шипящий звук.

Говорила ночь: «Товарищи! Зачем мне мягкий знак? Ведь я и без него – звук мягкий. Прошу освободить меня от мягкого знака!» Взял слово грач, он подтвердил, что звук «ч» – действительно мягкий всегда. «Посмотрите на меня, – сказал он, – звук «ч» есть и у меня, но я отлично обхожусь без мягкого знака. Считаю, что нужно удовлетворить просьбу ночи». Вещь присоединилась к высказывающимся товарищам. Ей тоже, оказывается, не нужен мягкий знак. Плащ поддержал ее: «По себе чувствую, – уверенно заявил он, – что не нужен мягкий знак вещи».

Встала дрожь: «Еще более возмутительно. Товарищи, что происходит со мной, – сказала она и вся задрожала от негодования, – у меня на конце звук «ж». Всему миру известно, что он никогда не бывает мягким, а мне приходится носить с собой мягкий знак».

Раздался тонкий голос – это пищала мышь: «У меня звук «ш» тоже твердый, а мягкий знак мне мешает».

Притаившись в кустах, я внимательно слушал выступления существительных…

Вот раздались благородные речи. Ложь и вошь, нож и клещ, печь и меч и многие другие с мягким знаком и без него доказывали, что мягкий знак отменить нельзя. Собрание вынесло мудрое решение: оставить мягкий знак у существительных женского рода, чтобы отличить их от существительных мужского рода».

А что такое гуманизация содержания образования?

Принцип гуманизации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

Современное содержание общего образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, ее внутреннего богатства, на развитие духовных потребностей и способностей у учащихся.

Литература (основная):

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: Академия. 2006.

2. Млочешек Л.И. Курс лекций по теории обучения. Таганрог, 2007.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия. 1998.

Литература (дополнительная):

1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа. 1986.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа. 1990.

3. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: