В процессе маркетинговой деятельности субъекты права вступают в разнообразные общественные отношения. Правовые нормы, содержащиеся в различных нормативных правовых актах, призваны регулировать эти отношения.
Маркетинговые правоотношения следует рассматривать как волевые, урегулированные нормами маркетингового права и находящиеся под охраной государства общественные отношения. Они возникают между субъектами маркетинга в процессе осуществления маркетинговой деятельности, включающей маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование, товародвижение, конкурентные отношения и маркетинговые исследования, а также вследствие государственного воздействия на субъекты рынка, например, антимонопольного органа на хозяйствующий субъект маркетинговой деятельности, которые выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.
В зависимости от сферы, в которой возникают те или иные маркетинговые правоотношения, их можно дифференцировать на две большие группы: правоотношения внешней и внутренней среды предприятия.
|
|
К правоотношениям, возникающим в сфере внешней среды, следует, в частности, отнести маркетинговые правоотношения предприятия с потребителями; другими фирмами, поставщиками, посредниками, государственными органами. Внутренними являются организационные правоотношения, связанные с построением системы маркетинга на предприятии, организацией и управлением маркетинговой деятельностью хозяйствующего субъекта.
Указанные группы отличаются как своим содержанием, так и характером нормативных актов, их регулирующих, и методами их регулирования. Так, если внешние отношения предприятия регулируются, главным образом, нормативными правовыми актами, принятыми компетентными органами государственной власти, то отношения, возникающие во внутренней среде предприятия (как уже отмечалось), — в основном актами внутрихозяйственных органов управления: уставом, положениями о службе маркетинга и других подразделений, занимающихся маркетинговой деятельностью на предприятии, стандартами предприятий, должностными инструкциями, приказами высшего руководства, направленными на регулирование маркетинга, и т.д.
Характеризуя маркетинговые правоотношения, следует очертить ряд их специфических признаков:
- наличие специального субъекта — участника маркетинговой деятельности;
- наличие специальных объектов, к которым, в частности, следует отнести маркетинговую информацию и маркетинговые исследования, имидж организации, способности и авторитет человека (выдающиеся личности в сфере политики, культуры, искусства, науки, спорта и т.д.), а также маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование и сбыт;
|
|
- опосредованность через маркетинговые правоотношения эконо-мической политики (ценовой, товарной и т.д.) государства, что предполагает прямое или косвенное участие государства в данных правоотношениях, а также отсутствие воли участников в определении форм правоотношений и правил их реализации;
- особенность порядка и способов защиты прав участников маркетинговой деятельности, которая, в частности, состоит в том, что в случае нарушения прав субъекты маркетинговых правоотношений преимущественно используют судебную защиту, а в качестве правовых гарантий реализации маркетинговых правоотношений применяются, главным образом, меры имущественной ответственности, например, взыскание неустойки, уплата штрафа, возмещение убытков;
- тесная связь маркетинговых правоотношений с требованиями социально-этического маркетинга (социальными нормами и правилами профессиональной этики, а также мерами этической и социальной ответственности).
Субъектами маркетинговых правоотношений являются носители предусмотренных маркетинговым законодательством прав и обязанностей. Субъекты маркетинговых правовых отношений весьма многообразны. В маркетинговых правоотношениях могут участвовать российские и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. Кроме того, в регулируемых маркетинговым законодательством отношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.
Субъектный состав маркетинговых правоотношений можно дифференцировать на несколько групп:
- потребители (покупатели, клиенты и т.д.), приобретающие продукцию для личного потребления;
- производители (юридические лица и индивидуальные предпри-ниматели, производящие продукцию для реализации);
- посредники (дистрибьюторы, дилеры, маклеры и т.д.);
- маркетинговые фирмы, т.е. организации, специализирующиеся на выполнении конкретных маркетинговых функций;
- средства массовой информации (информационные агентства, редакции газет, журналов и т.д.);
- маркетинговые союзы и ассоциации (например, Ассоциация распространителей финансово-экономической информации);
- органы власти, осуществляющие функции государственного регулирования маркетинговой деятельности.