Консюмеризм

Судебная защита прав потребителей. Круг лиц имеющих право предъявлять иск и участвовать в деле. Судебный иск, требования к его составлению. Судебное разбирательство и вынесение решения

Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем). Претензия. Форма и содержание претензии. Порядок ее предъявления и удовлетворения претензионных требований

Юридический конфликт. Понятие. Содержание. Стадии развития юридического конфликта

В результате приобретения потребителем некачественного товара (работы, услуги) между ним и продавцом (изготовителем, исполнителем) возникает конфликт.

Юридический конфликт - разновидность конфликта социального, под которым обычно понимается противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленное противоположностью (несовместимостью) их интересов, потребностей, систем ценностей или знаний. Это может быть "войной без правил", но во многих случаях она опирается на те или иные социальные нормы (правовые, нравственные, технические и т. п.).

На западе в течение многих лет проблематика, связанная с конфликтами, изучается специальной дисциплиной - конфликтологией, которая находится на стыке социологии, психологии, юриспруденции, истории и других наук. В России эта наука не получила большого развития.

С гражданско-правовых позиций можно выделить две группы субъектов: физические и юридические лица.

Современные юристы выделяют следующие стадии развития юридического конфликта:

* возникновение у одной или обеих сторон социального конфликта мотивов юридического характера. Это так называемая латентная стадия, то есть когда конфликт еще не начался;

* возникновение новых правовых отношений между сторонами, находящимися в конфликте (подача заявления в суд). Здесь уже наступает юридическая стадия;

* развитие (изменение, прекращение) правовых отношений в связи с рассмотрением дела юридической инстанцией, в данном случае - судом. Эта стадия может быть длительной и претерпевать различные изменения;

* издание правового акта, завершающего конфликт.

Возвращение гражданам денежных средств в зависимости от ситуации возможно различными правовыми способами.

* гражданское судопроизводство - путем подачи исковых заявлений в суды и получения исполнительных листов;

* уголовное судопроизводство - путем заявления гражданских исков по уголовным делам, возбужденным в отношении предпринимателей, обвиняемых в совершении преступных действий (чаще всего мошенничества в особо крупных размерах). Если потребитель пострадал вследствие совершения преступления, в частности мошенничества или присвоения вверенного имущества, то он признается гражданским истцом по уголовному делу. В этом случае потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины, а его исковое заявление удовлетворяется приговором суда по уголовному делу;

* арбитражное судопроизводство - путем объявления о ликвидации юридического лица, созданного или функционирующего незаконно. В Гражданском Кодексе РФ (ст. 61 "Ликвидация юридического лица", ст. 63 "Порядок ликвидации юридического лица") предусмотрена процедура ликвидации юридического лица, которая включает в себя образование судом ликвидационной комиссии, установление судом срока ликвидации;

* арбитражное судопроизводство - путем объявления юридических лиц банкротами (неплатежеспособными). Выплаты кредиторам денежных сумм в порядке очередности установлены ГК РФ (ст.64 "Удовлетворение требований кредиторов"). При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению;

* возмещение ущерба государством, причиненного потерпевшим от преступлений, и обеспечение потерпевшему доступа к правосудию (Конституция РФ ст. 52). Это значит, что гражданин, пострадавший от преступления, имеет право на предъявление исков к государству для полного возмещения ущерба (убытков и упущенной выгоды) из бюджета государства. Государство обязано возместить ущерб, если факт совершения преступления удостоверен следственными органами, но уголовное дело прекращено за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления (п.2, ст.208 УПК РСФСР) или вынесен оправдательный приговор по тому же основанию (п.3, ч.2, ст.309 УПК РСФСР), или производство по делу приостановлено ввиду сокрытия обвиняемого от следствия и суда, неустановления его местоприбывания (п.1 и 3, ст.195, п. 2,ст.257 УПК РСФСР). Таким образом, государство несет материальную ответственность перед потерпевшим за свою неспособность раскрывать преступления. Такая норма соответствует международным стандартам, однако она почти не применяется судами РФ из-за отсутствия у государства достаточных денежных средств.


Внесудебный (претензионный) порядок урегулирования спора состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите своего права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд.

Досудебный порядок рассмотрения требований предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия. Он позволяет быстро восстановить нарушенное право и избежать судебных расходов.

В Законе "О защите прав потребителей" предусмотрена ответственность за добровольный отказ удовлетворения обоснованных требований потребителя. В соответствии с п. 6 ст. 13 закона суд при удовлетворении требований потребителя вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушевшего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа (в размере цены иска) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Этот штраф взыскивается в доход государственного бюджета.

Таким образом, добровольное удовлетворение претензионных требований - обязанность продавца.

Если в купленном товаре обнаружилась неисправность, то неоходимо известить вторую сторону о случившемся. Для этого необходимо написать претензию в двух экземплярах. В ней должны быть отражены следующие пункты: полное наименование торгового предприятия и его юридический адрес; фамилия, имя, отчество (полностью) и домашний адрес потребителя, кратко описаны дефекты товара; сформулированы требования потребителя (устранить неисправность, расторгнуть договор купли-продажи и т.д.). К претензии следует приложить дать копии документов, подтверждающих приобретение товара именно в данном торговом предприятии. Один экземпляр претензии передается продавцу, а на втором продавец делает отметку о получении заявления потребителя. Получив претензию, продавец (исполнитель, изготовитель) должен известить потребителя о своих намерениях (обязательно в письменной форме). Если ответ продавца не устраивает потребителя, он, еще раз оценив правомерность своих требований, имеет право обратится в суд.

Согласно российскому гражданскому законодательству установлена альтернативная подсудность. Это означает, что потребитель по своему усмотрению выбирает суд, в который предъявляется судебный иск: суд по месту жительства потребителя, по месту нахождения продавца (юридический адрес), по месту причинения вреда.

Потребитель может предъявлять иск в суд сам (лично) или через представителя.

Круг лиц, которые могут быть представителями:

* адвокаты, (их полномочия удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией);

* уполномоченные организации;

* граждане, допущенные судом к представительству;

* представители общественных организаций.

Представитель действует в суде на основании доверенности.

В Гражданском Кодексе РФ ст.185 дается понятие доверенности, ст. 186 указывает сроки доверенности (не может превышать трех лет, а если срок в доверенности не оговорен, то она сохраняет силу в течение одного года; если доверенность предназначена для совершения действий за границей и не содержит указания о сроке ее действия, она сохраняет свою силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность).

В законе "О защите прав потребителей" ст. 17 закрепляет право потребителя на судебную защиту. Всю судебную процедуру можно разделить на несколько этапов.

Подготовка документов. Исковое заявление - это основной документ, отражающий суть возникшего спора. Оно составляется в нескольких экземплярах, количество которых зависит от числа ответчиков. В нем должны быть указаны следующие сведения:

* наименование суда, в который подается заявление;

* фамилия, имя, отчество потребителя (истец) и его домашний адрес;

* наименование и местонахождение ответчика (в заявлении указывается юридический адрес ответчика, т.е. адрес регистрации);

* существо спора (необходимо изложить ситуацию, указав на то, какие права были нарушены);

* нормы закона, на которых основаны требования потребителя;

* требования, предъявляемые ответчику;

* цена иска и оценка морального вреда;

* перечень копий прилагаемых документов;

* дата подачи искового заявления. Подпись истца.

Подача искового заявления. По общему правилу исковые заявления оплачиваются государственной пошлиной. В январе 1996 г. Вступил в силу новый Закон РФ "О государственной пошлине", который изменил ставки пошлины, действовавшие с 1992 г.

Однако от уплаты государственной пошлины освобождаются потребители по искам связанным с защитой нарушенных прав, а так же граждане - при обращении в суд с исками о возмещении убытков, связанных с невозвратом в сроки, предусмотренные договорами, денежных или имущественных вкладов, внесенных в различные коммерческие организации. Таким образом, спор о том, нужно ли платить госпошлину по финансовым услугам, решен в пользу потребителей.

Судебное заседание. Гражданские дела рассматриваются в открытом судебном заседании, то есть любой гражданин имеет право присутствовать в зале во время процесса. В суд нельзя приводить детей до 16 лет (за исключением случаев, когда суд вызывает ребенка для допроса).

Судебное заседание начинается с проверки явки участников процесса. В суд необходимо являться с паспортом, удостоверяющим личность человека. Затем судья разъясняет сторонам их права и обязанности. По правилу гражданские дела рассматриваются с участием народных заседателей, если сумма исковых требований превышает 30-кратный размер минимальной оплаты труда. Если обе стороны не возражают, то дела на большую сумму могут рассматриваться судьей единолично. Это решение истца и ответчика заносится в протокол судебного заседания и скрепляется подписями двух сторон.

В процессе судебного заседания ведется протокол, в который секретарь записывает все, что происходит в ходе судебного дела. Протокол должен быть подготовлен и подписан судьей не позднее следующего дня после судебного заседания.

Судья обязан предложить сторонам закончить дело миром, иными словами, заключить мировое соглашение. Мировое соглашение - это документ, который подписывается сторонами по делу и отражает существо достигнутых сторонами договоренностей. Оно утверждается судьей. В случае утверждения мирового соглашения судья выносит определение о прекращении производства по делу.

Если от заключения мирового соглашения стороны отказались, судья приступает к рассмотрению существа дела. После объяснения сторон допрашиваются вызванные в суд свидетели, то есть те лица, которые могут подтвердить или опровергнуть обстоятельства дела. Сначала допрашиваются свидетели со стороны истца, затем - свидетели ответчика. Стороны имеют право задавать свидетелям вопросы. После допроса свидетелей суд приступает к изучению письменных материалов. В окончательной форме решение должно быть вынесено через три дня после судебного заседания.

Исполнение решения суда. После судебного заседания выносится судебное решение. Решение суда начинает исполняться только после вступления в законную силу. Это происходит через 10 дней после вынесения судом решения, если ни одна из сторон не подала жалобы в вышестоящую инстанцию на решение суда.

Канцелярия гражданского суда где рассматривалось ваше дело выдает исполнительный лист со следующими данными: суд, вынесший решения; дело, по которому выдан исполнительный лист; дата вынесения решения; сумма, подлежащая взысканию; дата вступления решения в законную силу и выдачи исполнительного листа; наименование и адрес ответчика и фамилия, имя, отчество истца. Исполнительный лист выдается на руки сторонам или направляется для исполнения судом, вынесшим решение, в суд по месту нахождения ответчика. Исполнением будет заниматься судебный пристав. Он посылает должнику предложение исполнить решение суда добровольно в течение пяти дней, за исключением случаев, когда в самом решении указан срок его исполнения. Если этого не произойдет, судебный пристав переходит к принудительному исполнению решения суда. Для того, чтобы взыскать деньги судебный пристав имеет право:

* обратить взыскание на денежные средства и имущество должника, находящиеся у других лиц (в том числе на счете должника в банке);

* обратить взыскание на имущество должника (то есть наложить арест на имущество, а затем продать его);

* обратить взыскания на различные виды доходов должника;

* изъять у должника и передать взыскателю определенные предметы, указанные в решении суда;

* применить иные меры, указанные в решении.

Следует знать, что правильное и своевременное исполнение решений суда контролируют судьи: судья, который вынес решение; судья того суда, где решение исполняется. Этим занимается так же и прокуратура. Если потребитель недоволен действиями судебного пристава, он можете обжаловать его действия в судебном порядке: потребитель пишет заявление, в котором указывается, чем именно он не доволен, а затем отдаете его в канцелярию или судье на приеме. Судья рассматривает жалобу в 10 - дневный срок.

Если заявление принято, судья рассматривает его в судебном заседании и выносит определение, которое (если вы несогласны с ним) тоже можно обжаловать в вышестоящие инстанции. В случае отказа в принятии заявления к рассмотрению или отказа в его удовлетворении начавшийся процесс взыскания не прерывается.


Суверенитет потребителей – это право и реальная возможность потребителя в рамках имеющихся средств приобрести все, что он считает нужным для потребления в условиях свободного выбора продавца, места, времени и других факторов.

Консюмеризм – организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителя на производителей и работников торговли.

В странах с развитой рыночной экономикой различные потребители все чаще выступают на рынке не разобщено и изолированно, а как организованная масса. Это усложняет деятельность товаропроизводителей и торговцев, которые должны учитывать не только индивидуальные, но совокупные требования потребителей. В таких условиях права потребителей абсолютны и неприкосновенны. Обман, низкое качество товаров, невнимание к претензиям рассматриваются как попрание законных прав потребителей.

Консюмеризм возник в середине 60-х годов. Его теоретики рассматривают движение потребителей как продукт экономической эволюции, как переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателя.

В современном мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкое развитие. Активно используются периодические издания, реклама, консультации потребителей, независимые экспертизы товаров, судебные иски по некачественным товарам, просветительская работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве государств приняты специальные законы о защите прав потребителей.

Обобщив давно установившуюся в мире практику, Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» с целью:

- содействовать странам в борьбе с вредной деловой практикой предприятий национального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях);

- поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах;

- поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров для потребителей.

Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 году в США. В 70-е годы опыт развития движения потребителей позволил дать их расширенную трактовку.

В настоящее время в мировой практике основными считаются семь прав потребителей.

1) Право выбирать товар для удовлетворения основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителей.

2) Право на безопасность товара и их функционирование в соответствии с предложением продавца.

3) Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях.

4) Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанное с их использованием.

5) Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.

6) Право на получение потребительского просвещения, приобретения всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения.

7) Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущего поколений.

Важнейший постулат консюмеризма - в процессе экономической деятельности права потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть преступлены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: