Развивающее обучение. Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в начальной и средней школе и тем более от учения дошкольников не только внешне,организационно

Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в начальной и средней школе и тем более от учения дошкольников не только внешне,организационно, но и внутренне, психологически.

В дошкольном возрасте ребенок постоянно, незаметно и не организованно учиться «по жизни»,стихийно, в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками. В результате такого общения ребенок овладевает многими знаниями в пределах своего личного опыта, ограниченного предметами и другими людьми, с которыми он непосредственно сталкивается. Знакомство с предметами и способа обращения с ними формирует у дошкольника эмпирические знания и мышление.

Школьник сразу же в первом кассе попадает в обстановку организованного обучения, где существуют жесткие правила, которые ему надо соблюдать. Сюда относятся не только правила внутреннего распорядка в школе, но и требования выполнения учебных заданий и вообще все, связанное с собственно учебной деятельностью. С потеплением ребенка в школу происходит важное психологическое изменение в его умственном развитии,- переход от эмпирических знаний, приобретаемых как бы походя, в процессе повседневной жизни, к теоретическим знаниям, от непосредственно чувственно воспринимаемой деятельности ко все более отвлеченным представлениям и абстрактным понятиям. В результате у школьника начинают формироваться основы теоретического мышления.

Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую. Еще более высокую ступень- от обучения под руководством и повседневным контролем учителя переходит к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методом обучения и самообучением. Так преподаватель лишь помогает ему развернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского подхода.

Учебная деятельность студента вуза построена так, что не преподаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квалификации.

Какова же роль педагога? Преподавать свой предмет, учебную дисциплину. Однако что такое преподавание, если рассматривать его в психологическом аспекте? Если студент в учебной деятельности сам себя творит как будущего специалиста высшей квалификации, то, казалось бы, на долю преподавателя ничего не остается. Но это, конечно, не так. Разумеется, преподаватель для студента не поводырь и даже не тот школьный учитель, который учил нынешнего студента с первого по одиннадцатый класс. Преподаватель не в буквальном смысле учит студента науке, а объясняет, как ему учиться самостоятельно, причем не только читать научную литературу, но и самостоятельно мыслить, даже слушая лекции. Дело в том, что лектор пересказывает «всю науку», не может и не должен этого делать, а дает тот материал, ориентируясь по которому, студент безошибочно найдет в литературе нужные для усвоения научные положения. Кроме того, прослушав лекцию,он научиться мысленно проецировать научные положения на реальную жизнь, анализировать последнюю и оценивать ее с этих позиций. Такие же путеводные нити получает студент от преподавателя на других занятиях (практических, лабораторных и т.д.), чтобы после этого самостоятельно читать литературу, вникать в проблемы решать их применительно к своей будущей профессиональной жизни и деятельности.

Словом преподаватель помогает студенту выбрать соответствующие умения учиться самостоятельно, а значит несколько иначе, чем в школе.

Взаимоотношения вузовского преподавателя со студентом, отвечающее духу и букве теории развивающего обучения, предполагают не столько накопление в его голове всевозможных сведений (начиная с фактов, событий, их хронологии ми заканчивая идеями,теориями, принципами и законами науки), почерпнутых из книг или услышанных от преподавателя, сколько развитие его личности как человека высокой морали и общей культуры, компетентного своей области и наяду с этим широко образованного, творчески мыслящего, умело действующего в не стандартных ситуациях. А что касается знании,то они останутся в памяти. Если сознательно усвоены, а если и забудутся, то, будучи востребованы практикой, восстановятся.

Именно умение самостоятельно учиться, находя нужные для деятельности знания, и представляют собой плод развивающего обучения, когда студент не только много узнает, но и развивается как профессионал, как личность активная, ищущая, творческая.

Рассмотрев психологические аспекты формирования учебной деятельности студента, необходимо в свою очередь, выявить основные характеристики деятельности преподавателя. Как же должен строить свою работу преподаватель, какова же должна быть методика, чтобы обучение студентов не только вооружало их научными знаниями но и обеспечивало умственное и нравственное развитие?

Самое важное условие для развивающего обучения, как считают его теоретики, заключается в содержании учебного материала. Оно должно быть таким, чтобы его усвоение развивало у обучаемых основы мышления. Значит, первоочередная методическая задача – это отбор теоретического материала, на котором преподаватель будет акцентировать внимание студентов, приступая к изучению очередной проблемы, темы или нового раздела. Содержание этого материала может быть изложено в лекции, или вынесено не семинарское занятие, или отработанно на практических и лабораторных занятиях.

Обучение студента (психологии в частности) будет обеспечивать более высокое интеллектуальное развитие студента, развитие высоких профессиональных качеств только тогда когда будет опережать уровень их развития на этот момент.

С этой точки зрения формирование теоретических знаний и развитие мышления являются как раз теми процессами, которые вне учебной деятельности, вне обучения «вообще сделались бы невозможными» (Л.С. Выготский). Поэтому при отборе содержания учебного материала для преподавания ориентироваться нужно на теоретические положения, а не факты, явления, процессы, события. Последнее в преподавании науки имеют подчиненное значение, так как используются для того, чтобы на основе их анализа подводить студентов к теоретическому обобщению, научить их делать выводы из исследования фактов реальной деятельности. И на этой основе происходит общее интеллектуальное развитие будущего специалиста, вырабатывается способность к познанию и решению возникающих в жизни проблем, которая и определяет успешность любой деятельности. Это и есть способность к творческому научному мышлению. Задачей преподавателя является вносить в преподавание то, чего в учебнике нет, т.е. теоретического обоснования.

Теоретические материалы нужно подобрать так чтобы они подходили и для лекций, и для других форм занятий, например, могли объяснить смену научных взглядов на психологическую природу памяти в истории психологии. Это нужно не только для того, чтобы студент помнил, кто, когда и как толковал память, а для того чтобы лучше понять и усвоить сами явления памяти как высшей психической функции, имеющей как социальные корни, так и социальное предназначение. Поняв и усвоив теорию вопроса студент становиться способен мыслить этими категориями, применяя свои знания в динамично складывающихся жизненных ситуациях для рационального использования возможностей памяти в практической деятельности.

Если постоянно заниматься подбором теоретического содержания для преподаваемого учебного предмета, то нужно иметь представление о том, что такое теоретические знания.

Каковы же особенности теоретических знаний?

Первая из них состоит в том, что теоретические знания возникают не на основе внешнего наблюдения, а путем анализа роли и функции некоторого особого внутреннего отношения внутри целостной системы, которое (отношение) служит вместе с тем генетически исходной основой всех проявлений данной системы.

Теоретическое содержание учебного материала составляет квинтэссенцию развивающего обучения: студент учиться мыслить теоретически, вникая в сущность наблюдаемых явлений, устанавливая их внутренние связи и отношения. Эмпирическое же знаие, которое преобладает в обычном сознании, особенно у людей, не размышляющих над сутью вещей, вырабатывается на основе сравнения внешних признаков предметов, выявления видимого различия и сходства их общих свойств.

Вторая важная характеристика теоретического знания в том, что оно, возникая на основе анализа реально существующих внутренних связей и отношений предметов и явлений, а не внешне броских их свойств, открывает генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание и сущность.

Не внимание происхождению понятий в практике преподавания, описательность в подаче учебного материала, в том числе и теоретических положений, которые просто пересказываются, порой без всякого объяснения, и не дают пищи для размышления, являются характерными явлениями для традиционной педагогики и педагогической психологии, но противоречат теории развивающего обучения. Психологическая теория обучения требует, чтобы понятия было сформировано в сознании студента (а это особая педагогическая задача): раскрыты генетические истоки понятия, причины его происхождения и включения в научный оборот.

Третья характерная особенность теоретических знаний состоит в том, что они отражают внутренние отношения и связи предметов, недоступные непосредственному восприятию и представлению субъекта, т.е. выходят за пределы чувственного познания. Данная особенность теоретических знаний вынуждает преподавателя при раскрытии понятий обходиться без конкретной наглядности, чтобы понятии не свелось в сознании студента к конкретному наглядному представлению о каком-то частном случае (факте, предмете, явлении), отраженном в понятии.

Процедура формирования понятия складывается из следующих действий преподавателя, выполняемых совместно со студентами: 1.выделение существенных признаков понятия из определения, 2. подведение под понятие различных предметов: распознавание у них признаков, необходимых и достаточных для отнесения их к данному понятию, 3. выведение следствий- процесс, обратный действию подведения под понятие: когда уже известно, что объект относиться к данному понятию, решается обратная задача – выявление у него тех существенных признаков, которыми он должен обязательно обладать, если относиться к данному понятию.

В качестве четвертой особенности теоретических знаний, которую нельзя не учитывать в преподавании науки, можно назвать их связь с общественной практикой.

Любая самая отвлеченная теория служит практике, и поэтому дать студенту понять и усвоить значение теоретического знания для практики – важнейшая задача преподавания науки.

Усвоение студентом связи теоретических знаний с практикой достигается посредством следующих педагогических действий: 1. иллюстрация теоретического положения каким–нибудь практическим примером для лучшего уяснения его жизненного смысла, 2. путем показа данного теоретического положения как результата получения научного вывода из анализа фактов действительности, 3. действием практического приложения данной теории к анализу и оценке актуального жизненного факта или всем известного явления психики.

Таким образом, главное в содержании развивающего обучения- это теоретические знания.

Важное условие развивающего обучения – это организация совместной деятельности обучающего и обучаемых, потому, что теоретические знания лучше усваиваются, когда помощь преподавателя проявляется в форме его участия в коллективной дискуссии, по выявлению теоретического вывода из обсуждения различных вариантов анализа жизненной ситуации, объективных фактов проявления психического. Значит, основными для развивающего обучения являются методы интерактивного обучения, в которые могут вноситься элементы других активных методов- проблемного и программированного обучения.

Одна из важнейших особенностей развивающего обучения- это ориентированность на конечный результат,- на формирование главных психологических новообразований, прежде всего умственного развития обучаемых, способности творчески подходить к научным и практическим проблемам. Обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде главных психологических новообразований, есть развивающее обучение, а методы его осуществления названы инновационными.

Психологическая суть воспитания еще до конца не выяснена, за исключением признания. Что воспитание- это формирование личности и исследование психологических условий формирования отдельных ее качеств (ответственности, убежденности, организованности и др.).

Итак, развивающее обучение- это главным образом теоретические знания. Которые благодаря методу коллективной дискуссии обеспечивают развитие интеллекта, умственных способностей студентов.

Конечным продуктом развивающего обучения может быть на ряду с умственным развитием и развитие нравственное как образование у обучаемых новых «личных смыслов жизни», новых мотивов и потребностей, что будет свидетельством воспитывающего характера этого обучения.

И, наконец, преподавание психологии в вузе не должно быть ни чем иным, как развивающим обучением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: