Расчетная схема. В практике эксплуатации бесстыкового пути часто встречаются случаи, когда в пути находятся неподбитые шпалы, иногда называемые выплесками или отрясенными шпалами. В таких случаях, между основанием шпалы и подстилающим слоем балласта находится воздушный зазор, т.е нижняя поверхность шпалы (основание) не соприкасается с балластом и при смещении рельсо-шпальной решетки поперек оси пути сила трения по основанию не подбитой шпалы отсутствует. В этих случаях, сопротивление поперечному оси пути смещению каждой не подбитой шпалы происходит за счет трения балласта по другим (кроме основания) поверхностям.
Исследованиями [1] установлено, что доля сопротивления основания шпалы в общем ее сопротивлении поперечному сдвигу составляет 0,5.
Пусть в середине стержня длиной L имеется участок длиной l с интенсивностью сил сопротивления q1, причем q1 <q (cм. Рис. 8.1).
Рис. 8.1
Введем понятие эквивалентного сопротивления . Это некое постоянное по величине на длине L сопротивление, эквивалентное сопротивлению пути с не подбитыми шпалами, определяемое по формуле:
|
|
, (8.1)
где L – длина участка поперечной деформации, (по данным Е.М. Бромберга при R ‹ 600 м L =6,0 м а в остальных случаях L =8,0 м)
l – то же с ослабленным сопротивлением сдвигу, т.е. с не подбитыми шпалами. Значение l можно определить по формуле: l = lэп n н..шп (8.2)
где l эп- расстояние между осями шпал, n н..шп - количество не подбитых шпал.
Конечной целью оценки устойчивости бесстыкового пути при наличии неподбитых шпал является определение максимальных допускаемых превышений температур и определение коэффициента устойчивости. Оба этих параметра имеют практическое значение для безопасной эксплуатации пути.
Снижение поперечного сопротивления пути. Из (8.1) видно, что коэффициент, характеризующий снижение поперечного сопротивления пути
К q.н. шп из-за наличия не подбитых шпал равен
К q.н. шп = . (8.3)
Определим значения К q.н. шп , по формуле (8.3), в табличной форме (см. табл. 1)
Определение К q.н. шп и К q.н. шп.уд
Таблица 8.1
n н..шп , шт. | L, м | l, м | 0,5cos | К q.н. шп | ∆q = (1- К q.н. шп )*qmax | ∆q уд = ∆q н.шп. / n н..шп | ∆К q.н. шп.уд = ∆q уд.н.шп / q max | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | |
1,0 | 6 | 0,13 0,10 | 0,87 0,90 | 0,35 0,27 | 0,175 0,135 | 0,064 0,05 | ||
2,0 | 6 | 0,25 0,19 | 0,75 0,81 | 0,68 0,52 | 0,170 0,130 | 0,06 0,05 | ||
3.0 | 6 | 0,35 0,28 | 0,65 0,72 | 0,95 0,76 | 0,160 0,130 | 0,06 0,05 | ||
4,0 | 6 | 0,43 0,35 | 0,57 0,65 | 1,17 0,95 | 0,150 0,120 | 0,06 0,04 |
В таблице 8.1 (столбец 6) приведены численные значения снижения сопротивления
∆ q н.шп. = (1- К q.н. шп) / q max (8.4)
на длине участка L при количестве не подбитых шпал, указанных в столбце 1.
|
|
В столбце 7 и 8 этой таблицы приведены соответственно удельные (т.е от наличия одной не подбитой шпалы) значения снижения сопротивления (кН/м)
∆ q уд.н.шп = ∆ q н.шп / n н..шп (8.5)
и снижение ∆К q.н.шп.уд (доля) максимального сопротивления пути поперечному сдвигу q max = 2,72 кН/м при наличии одной не подбитой шпалы.
∆ К q.н.шп.уд = ∆ q уд.н.шп. / q max, (8.6)
Оценка снижения превышений температуры рельсовых плетей при наличии не подбитых шпал. Превышение температуры рельсов, соответствующее предельному условию устойчивости для участка бесстыкового пути с наличием не подбитых шпал определится условием
= · Кq. н.шп. (8.7)
или с учетом ранее выполненных преобразований для Р65, ЖБ, Щ
=( 60,6 – 9360 /R) · Кq. н.шп · Кэп×. (8.8)
Количественная оценка снижения превышений температуры рельсов при не подбитых шпалах определится из условия
== ΔΔ tyy - (8.9)
или с учетом ранее выполненных преобразований для Р65, ЖБ, Щ
= ( 60,6 – 9360 /R) Кэп × - ( 60,6 – 9360 /R) · Кq. н.шп · Кэп×
= ( 60,6 – 9360 /R) Кэп (1 - Кq. н.шп )× (8.10)
Значения , полученные по формуле (8.10) приведены в табл. 8.2.(числитель)
Здесь же, в табл.8.2, приведены (знаменатель) удельные значения необходимых снижений превышений температуры рельсов , т.е. отнесенных к одной шпале.
Для упрощения вычислений значения и дифференцированы по группам радиусов также, как действующих Технических указаниях по бесстыковому пути.
Определение и Таблица 8.2
n н..шп, шт. | Радиус кривой, м | |||||||||
прям | ||||||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | |
6,7 3,4 | 6,2 3,1 | 6,3 3,2 | 6,1 3,0 | 5,9 3,0 | 5,4 2,7 | 4,2 2,1 | 3,7 1,8 | 3,4 1,7 | ||
13,4 3,4 | 12,3 3,1 | 12,7 3,2 | 12,2 3,0 | 11,7 2,9 | 10,8 2,7 | 8,4 2,1 | 7,4 1,8 | 6,8 1,7 | ||
20,0 3,3 | 18,5 3,1 | 19,0 3,2 | 18,4 3,1 | 17,6 2,9 | 16,2 2,7 | 12,6 2,1 | 11,2 1,9 | 10,2 1,7 | ||
26,7 3,3 | 24,7 3,3 | 25,3 3,2 | 24,6 3,1 | 23,5 2,9 | 21,6 2,7 | 13,4 1,7 | 11,9 1,5 | 10,8 1,4 | ||
Среднее по R | 3.4 | 3.1 | 3.2 | 3.0 | 2.9 | 2.7 | 2.0 | 1.8 | 1.6 | |
Среднее по груп. R | 3.0 | 1.8 |
Примечание к таблице 8.2.: числитель - значения , знаменатель – значения
Из табл.8.2 следует, что каждая неподбитая шпала осредненно снижает предельное превышение температуры на 3.0 °С при R, более 500 м и на 1,8 ° С при R, менее 500 м т.е.
Δ Δ t н.шп.уд = 3,0 °С при R > 500 м
Δ Δ t н.шп.уд = 1,8 °С при R ≤ 500 м
При количестве не подбитых шпал более одной, (например nн.шп.) необходимое снижение температуры для обеспечения устойчивости пути можно определить, вместо формулы (8.10), также по формуле
Δ Δt н.шп. = ΔΔt н.шп.уд * nн.шп °С (8.11)
После определения численных значений ΔΔt н.шп.уд и наличии определенного количества неподбитых шпал превышение температуры, соответствующее предельным условиям устойчивости, можно определить по формуле (аналогичной (8.8) с использованием (8.11))
=( 60,6 – 9360 /R - ΔΔt н.шп.уд * nн.шп ) · Кэп× (8.12)
Определение значения коэффициента устойчивости при наличии не подбитых шпал. Коэффициент устойчивости бесстыкового пути при отсутствии не подбитых шпал, т.е. исправного пути, (обозначим его max К у) определяется по формуле (6.7)
или для Р65,ЖБ,Щ по формуле (6.8)
max К у = 0,066 R · К упр ·К эп / ∆ t
где: ∆ t = ∆ tуу - ∆ tож = ∆ tуу – (∆ tmax max - ∆ tз)
При n не подбитых шпалах коэффициент устойчивости для Р65, ЖБ, Щ определится по формуле
К у = 0,066 R · К упр ·К эп / (∆ t уу + ∆Δ t н.шп.уд * n н.шп.) (8.13)
Определение количества неподбитых шпал по условиям поперечной устойчивости. Определение количества неподбитых шпал по условиям поперечной устойчивостивыполним, решив (8.13) относительно n н.шп
n н.шп = (0,066 R · К упр ·К эп – ∆ t) / ∆Δ t н.шп.уд (8.14)
Результаты решения приведены в табл.8.3
Определение n н.шп Таблица 8.3
показатели. | Радиус кривой, м | |||||||||
прям | ||||||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | |
Среднее по R | 3.4 | 3.1 | 3.2 | 3.0 | 2.9 | 2.7 | 2.0 | 1.8 | 1.6 | |
∆ t уу | 55,7 | 51,4 | 52,8 | 51,2 | 48,9 | 45,0 | 41,9 | 37,2 | 33,9 | |
0,066 R К упр К эп | ||||||||||
n н.шп | 7,6 | 6,2 | 2,2 | 0,6 | - | 0,7 |
Раздел 4. Условия устойчивости бесстыкового пути при отступлениях от норм содержания.
|
|
Лекция 9-09. Условия и количественная оценка устойчивости в местах отступления от норм содержания в плане.
Определение зависимости R min (Δ f). Фактические отступления от норм содержания пути в плане измеряются вагонами-путеизмерителями КВЛ П и программным обеспечением бортовой автоматизированной системы (БАС) КВЛ П пересчитываются виде отклонений Δf от номинальной стрелы изгиба fн, для хорды L = 20,0 м.Отступленияфактических стрел изгиба Δfmax от номинальных значений fн до максимальных значений fmax. установлены нормативным документом [1] вызывают уменьшение номинальных значений Rн радиуса до значений R min.
При этом
f max.= fн. + Δ f max. (9.1)
(9.2) .(9.3)
При хорде L = 20,0 м
(9.4)
Таким образом, при каждом отступлении от норм содержания в плане в каждой кривой вместо R н и f н имеем R min < R н и f max.> f н
Измененным параметрам плана (R min, f max) соответствуют другие (меньшие) предельные превышения температур, обеспечивающие поперечную устойчивость пути.
Предельное превышение температуры для пути, имеющем отступление от норм содержания в плане () находим по формуле
= (60,6 – ΔΔt R – ΔΔ t Δ f) К эп. (9.5)
где 60,6 - для прямого участка,
ΔΔt R = (9360 / R) – снижение в связи с номинальной кривизной,
ΔΔ t Δ f – снижение в связи с отступлением от норм содержания Δ f
Численные значения ΔΔt R приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Значения ΔΔtR,°С
R,м | ||||||||
ΔΔtR | 4,7 | 7,8 | 9,4 | 11,7 | 15,6 | 18,7 | 23,4 | 26,7 |
Определение ΔΔtΔf. Снижение превышений температур по условию устойчивости (ΔΔtΔf) для сечения пути, имеющего максимальное отступление от норм содержания в плане можно выразить зависимостью.
ΔΔtΔf = - (9.6)
Подставляя в (9.6) (9.5) и (9.4) имеем
ΔΔtΔf = 60,6 – 9360/ R н -= 0,187 Δf
То есть при хорде L = 20 м,
|
|
ΔΔtΔf = 0,187 Δf (9.7)
При Δf = 1мм из (9.7) видно, что удельное изменение стрелы изгиба на каждый мм (ΔΔtΔf уд) снижает превышение температуры на 0,187 °С т.е
ΔΔtΔf уд = 0,187 ° С (9.8)
При отступлении от норм содержания, равном · Δf, мм (Δf > 0)
ΔΔtΔf = ΔΔtΔf уд · Δf (9.9)
Значения ΔΔt Δ f приведены в таблице 2
Таблица 2 - Значение ΔΔt Δ f,,°С
Δf, мм | |||||||
ΔΔt Δf=0,187 Δf | 4,7 | 6,5 | 7,5 | 9,4 | 12,2 | 16,8 | 18,7 |
Определение снижения предельных превышенй температур (К о. пл). Коэффициент, количественно оценивающий снижение Δtyу в местах отступления от норм содержания в плане (К о. пл), определится по формуле
= . (9.10)
При изменении стрелы изгиба на 1мм изменение К о.пл.уд (температурный эквивалент)определится по формуле
К о.пл.уд. = 1 - 0,187 / ∆tуу (9.11)
Ниже, в таблице 3 приведены значения К о.пл.уд, подсчитанные по формуле (9.11)
Таблица 3.
R ,м | пря-мая | ||||||||
∆t уу | 55,7 | 51,4 | 52,8 | 51,2 | 48,9 | 45,0 | 41,9 | 37,2 | 33,9 |
К о.пл.уд | 0,997 | 0,996 | 0,995 | 0,994 |
При изменении стрелы изгиба на Δf мм
К о.пл. = К о.пл.уд Δf = (1 - 0,187 / ∆t уу) Δf (9.12)
Для нормативных значений Δf, установленных [1]для различных скоростных категорий железных дорог значения Ко.пл приведены на рис. 1
Определение предельных превышений температуры рельсовых плетей. Предельное превышение температуры для пути, имеющем отступление от норм содержания в плане () с учетом ранее полученных зависимостей находятся по формуле
= (60,6 – ΔΔt R - ΔΔtΔf уд · Δf) К эп (9.13)
или с учетом ранее выполненных преобразований для Р65, ЖБ, Щ
=( 60,6 – 9360 /R) · К эп К о.п л. (9.14)
Определение коэффициента устойчивости Ку.о.пл. Ранее была получена зависимость для определения коэффициента устойчивости К у пути без отступлений от норм содержания
,
где: К упр = /, - масса рельсошпальной решетки, приходящаяся на один междушпальный пролет, ∆ t = ∆ tуу - ∆ tож = ∆ tуу – (∆ tmax max - ∆ tз)
Из этой зависимости коэффициент устойчивости исправного пути
max К у = 0,066 R · К упр ·К эп / ∆ t (9.15)
При стреле изгиба, отличающейся от номинальной стрелы на величину Δf коэффициент устойчивости для Р65, ЖБ, Щ определится по формуле К у.о пл. = 0,066 R · К упр ·К эп / (∆ t + ΔΔtΔf уд · Δf.)
или К у.о пл. = 0,066 R · К упр ·К эп / (∆ t + 0,187 · Δf.) (9.16)
Определение максимального значения Δf по условиям поперечной устойчивости. Определение максимального значения Δf по условиям поперечной устойчивости по условиям поперечной устойчивостивыполним, решив (9.16) относительно Δf, приняв К у.о пл = 1 и ∆ t = ∆ t уу. Тогда
мax Δf = (0,066 R · К упр ·К эп –∆ t) / ∆Δ t о.пл.уд
Или мax Δf = (0,066 R · К упр ·К эп – ∆ tуу) / 0,187 (9.17)
Результаты решения приведены в табл.9.4
Определение мax Δf Таблица 9.4
показатели. | Радиус кривой, м | |||||||||
прям | ||||||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | |
∆ t уу | 55,7 | 51,4 | 52,8 | 51,2 | 48,9 | 45,0 | 41,9 | 37,2 | 33,9 | |
0,066 R К упр К эп | ||||||||||
мax Δf | 5,9 | 5,9 |
Ниже, в таблице 3 и на рис. 2 приведены значения К у.о.пл, полученные по формуле (9.16) для отступлений от норм содержания пути в плане 3-й степени, установленных [1].
Таблица 3 Значения К у.о.пл при отступлениях от норм содержания
пути в плане 3-й степени, установленных [1].
R, м | Скоростная категория участка | |||||
Δf по [1] | 65-100 | |||||
прямая | 5,2 | 5,0 | 4,9 | 4,7 | 4,5 | 3,9 |
5,2 | 4,9 | 4,9 | 4,6 | 4,4 | 3,8 | |
3,1 | 2,9 | 2,9 | 2,8 | 2,6 | 2,2 | |
2,6 | 2,6 | 2,4 | 2,4 | 2,2 | 1,8 | |
2,0 | 2,0 | 2,0 | 1,8 | 1,4 | ||
1,4 | 1,3 | 1,0 | ||||
1,4 | 1,2 | 0,9 | ||||
1,1 | 1,0 | 0,7 | ||||
1,0 | 1,0 | 0,7 |