Тема 4.1 (Лекция 17). Условия количественная оценка устойчивости при наличии не подбитых шпал

Расчетная схема. В практике эксплуатации бесстыкового пути часто встречаются случаи, когда в пути находятся неподбитые шпалы, иногда называемые выплесками или отрясенными шпалами. В таких случаях, между основанием шпалы и подстилающим слоем балласта находится воздушный зазор, т.е нижняя поверхность шпалы (основание) не соприкасается с балластом и при смещении рельсо-шпальной решетки поперек оси пути сила трения по основанию не подбитой шпалы отсутствует. В этих случаях, сопротивление поперечному оси пути смещению каждой не подбитой шпалы происходит за счет трения балласта по другим (кроме основания) поверхностям.

Исследованиями [1] установлено, что доля сопротивления основания шпалы в общем ее сопротивлении поперечному сдвигу составляет 0,5.

Пусть в середине стержня длиной L имеется участок длиной l с интенсивностью сил сопротивления q1, причем q1 <q (cм. Рис. 8.1).

Рис. 8.1

Введем понятие эквивалентного сопротивления . Это некое постоянное по величине на длине L сопротивление, эквивалентное сопротивлению пути с не подбитыми шпалами, определяемое по формуле:

, (8.1)

где L – длина участка поперечной деформации, (по данным Е.М. Бромберга при R ‹ 600 м L =6,0 м а в остальных случаях L =8,0 м)

l – то же с ослабленным сопротивлением сдвигу, т.е. с не подбитыми шпалами. Значение l можно определить по формуле: l = lэп n н..шп (8.2)

где l эп- расстояние между осями шпал, n н..шп - количество не подбитых шпал.

Конечной целью оценки устойчивости бесстыкового пути при наличии неподбитых шпал является определение максимальных допускаемых превышений температур и определение коэффициента устойчивости. Оба этих параметра имеют практическое значение для безопасной эксплуатации пути.

Снижение поперечного сопротивления пути. Из (8.1) видно, что коэффициент, характеризующий снижение поперечного сопротивления пути

К q.н. шп из-за наличия не подбитых шпал равен

К q.н. шп = . (8.3)

Определим значения К q.н. шп , по формуле (8.3), в табличной форме (см. табл. 1)

Определение К q.н. шп и К q.н. шп.уд

Таблица 8.1

  n н..шп , шт. L, м l, м 0,5cos К q.н. шп   ∆q = (1- К q.н. шп )*qmax   ∆q уд = ∆q н.шп. / n н..шп ∆К q.н. шп.уд = ∆q уд.н.шп / q max
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
    1,0 6 0,13 0,10 0,87 0,90 0,35 0,27 0,175 0,135 0,064 0,05
    2,0 6 0,25 0,19 0,75 0,81 0,68 0,52 0,170 0,130 0,06 0,05
    3.0 6 0,35 0,28 0,65 0,72 0,95 0,76 0,160 0,130 0,06 0,05
    4,0 6 0,43 0,35 0,57 0,65 1,17 0,95 0,150 0,120 0,06 0,04

В таблице 8.1 (столбец 6) приведены численные значения снижения сопротивления

∆ q н.шп. = (1- К q.н. шп) / q max (8.4)

на длине участка L при количестве не подбитых шпал, указанных в столбце 1.

В столбце 7 и 8 этой таблицы приведены соответственно удельные (т.е от наличия одной не подбитой шпалы) значения снижения сопротивления (кН/м)

∆ q уд.н.шп = ∆ q н.шп / n н..шп (8.5)

и снижение ∆К q.н.шп.уд (доля) максимального сопротивления пути поперечному сдвигу q max = 2,72 кН/м при наличии одной не подбитой шпалы.

∆ К q.н.шп.уд = ∆ q уд.н.шп. / q max, (8.6)

Оценка снижения превышений температуры рельсовых плетей при наличии не подбитых шпал. Превышение температуры рельсов, соответствующее предельному условию устойчивости для участка бесстыкового пути с наличием не подбитых шпал определится условием

= · Кq. н.шп. (8.7)

или с учетом ранее выполненных преобразований для Р65, ЖБ, Щ

=( 60,6 – 9360 /R) · Кq. н.шп · Кэп×. (8.8)

Количественная оценка снижения превышений температуры рельсов при не подбитых шпалах определится из условия

== ΔΔ tyy - (8.9)

или с учетом ранее выполненных преобразований для Р65, ЖБ, Щ

= ( 60,6 – 9360 /R) Кэп × - ( 60,6 – 9360 /R) · Кq. н.шп · Кэп×

= ( 60,6 – 9360 /R) Кэп (1 - Кq. н.шп (8.10)

Значения , полученные по формуле (8.10) приведены в табл. 8.2.(числитель)

Здесь же, в табл.8.2, приведены (знаменатель) удельные значения необходимых снижений превышений температуры рельсов , т.е. отнесенных к одной шпале.

Для упрощения вычислений значения и дифференцированы по группам радиусов также, как действующих Технических указаниях по бесстыковому пути.

Определение и Таблица 8.2

  n н..шп, шт. Радиус кривой, м
прям                
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
    6,7 3,4 6,2 3,1 6,3 3,2 6,1 3,0 5,9 3,0 5,4 2,7 4,2 2,1 3,7 1,8 3,4 1,7
    13,4 3,4 12,3 3,1 12,7 3,2 12,2 3,0 11,7 2,9 10,8 2,7 8,4 2,1 7,4 1,8 6,8 1,7
    20,0 3,3 18,5 3,1 19,0 3,2 18,4 3,1 17,6 2,9 16,2 2,7 12,6 2,1 11,2 1,9 10,2 1,7
    26,7 3,3 24,7 3,3 25,3 3,2 24,6 3,1 23,5 2,9 21,6 2,7 13,4 1,7 11,9 1,5 10,8 1,4
  Среднее по R 3.4 3.1 3.2 3.0 2.9 2.7 2.0 1.8 1.6
  Среднее по груп. R 3.0 1.8

Примечание к таблице 8.2.: числитель - значения , знаменатель – значения

Из табл.8.2 следует, что каждая неподбитая шпала осредненно снижает предельное превышение температуры на 3.0 °С при R, более 500 м и на 1,8 ° С при R, менее 500 м т.е.

Δ Δ t н.шп.уд = 3,0 °С при R > 500 м

Δ Δ t н.шп.уд = 1,8 °С при R ≤ 500 м

При количестве не подбитых шпал более одной, (например nн.шп.) необходимое снижение температуры для обеспечения устойчивости пути можно определить, вместо формулы (8.10), также по формуле

Δ Δt н.шп. = ΔΔt н.шп.уд * nн.шп °С (8.11)

После определения численных значений ΔΔt н.шп.уд и наличии определенного количества неподбитых шпал превышение температуры, соответствующее предельным условиям устойчивости, можно определить по формуле (аналогичной (8.8) с использованием (8.11))

=( 60,6 – 9360 /R - ΔΔt н.шп.уд * nн.шп ) · Кэп× (8.12)

Определение значения коэффициента устойчивости при наличии не подбитых шпал. Коэффициент устойчивости бесстыкового пути при отсутствии не подбитых шпал, т.е. исправного пути, (обозначим его max К у) определяется по формуле (6.7)

или для Р65,ЖБ,Щ по формуле (6.8)

max К у = 0,066 R · К упр ·К эп / ∆ t

где: ∆ t = ∆ tуу - ∆ tож = ∆ tуу – (∆ tmax max - ∆ tз)

При n не подбитых шпалах коэффициент устойчивости для Р65, ЖБ, Щ определится по формуле

К у = 0,066 R · К упр ·К эп / (∆ t уу + ∆Δ t н.шп.уд * n н.шп.) (8.13)

Определение количества неподбитых шпал по условиям поперечной устойчивости. Определение количества неподбитых шпал по условиям поперечной устойчивостивыполним, решив (8.13) относительно n н.шп

n н.шп = (0,066 R · К упр ·К эп – ∆ t) / ∆Δ t н.шп.уд (8.14)

Результаты решения приведены в табл.8.3

Определение n н.шп Таблица 8.3

  показатели. Радиус кривой, м
прям                
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
  Среднее по R 3.4 3.1 3.2 3.0 2.9 2.7 2.0 1.8 1.6
  ∆ t уу 55,7 51,4 52,8 51,2 48,9 45,0 41,9 37,2 33,9
  0,066 R К упр К эп                  
  n н.шп       7,6 6,2 2,2 0,6 - 0,7

Раздел 4. Условия устойчивости бесстыкового пути при отступлениях от норм содержания.

Лекция 9-09. Условия и количественная оценка устойчивости в местах отступления от норм содержания в плане.

Определение зависимости R min (Δ f). Фактические отступления от норм содержания пути в плане измеряются вагонами-путеизмерителями КВЛ П и программным обеспечением бортовой автоматизированной системы (БАС) КВЛ П пересчитываются виде отклонений Δf от номинальной стрелы изгиба fн, для хорды L = 20,0 м.Отступленияфактических стрел изгиба Δfmax от номинальных значений fн до максимальных значений fmax. установлены нормативным документом [1] вызывают уменьшение номинальных значений Rн радиуса до значений R min.

При этом

f max.= fн. + Δ f max. (9.1)

(9.2) .(9.3)

При хорде L = 20,0 м

(9.4)

Таким образом, при каждом отступлении от норм содержания в плане в каждой кривой вместо R н и f н имеем R min < R н и f max.> f н

Измененным параметрам плана (R min, f max) соответствуют другие (меньшие) предельные превышения температур, обеспечивающие поперечную устойчивость пути.

Предельное превышение температуры для пути, имеющем отступление от норм содержания в плане () находим по формуле

= (60,6 – ΔΔt R – ΔΔ t Δ f) К эп. (9.5)

где 60,6 - для прямого участка,

ΔΔt R = (9360 / R) – снижение в связи с номинальной кривизной,

ΔΔ t Δ f – снижение в связи с отступлением от норм содержания Δ f

Численные значения ΔΔt R приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Значения ΔΔtR,°С

R,м                
ΔΔtR 4,7 7,8 9,4 11,7 15,6 18,7 23,4 26,7

Определение ΔΔtΔf. Снижение превышений температур по условию устойчивости (ΔΔtΔf) для сечения пути, имеющего максимальное отступление от норм содержания в плане можно выразить зависимостью.

ΔΔtΔf = - (9.6)

Подставляя в (9.6) (9.5) и (9.4) имеем

ΔΔtΔf = 60,6 – 9360/ R н -= 0,187 Δf

То есть при хорде L = 20 м,

ΔΔtΔf = 0,187 Δf (9.7)

При Δf = 1мм из (9.7) видно, что удельное изменение стрелы изгиба на каждый мм (ΔΔtΔf уд) снижает превышение температуры на 0,187 °С т.е

ΔΔtΔf уд = 0,187 ° С (9.8)

При отступлении от норм содержания, равном · Δf, мм (Δf > 0)

ΔΔtΔf = ΔΔtΔf уд · Δf (9.9)

Значения ΔΔt Δ f приведены в таблице 2

Таблица 2 - Значение ΔΔt Δ f,,°С

Δf, мм              
ΔΔt Δf=0,187 Δf 4,7 6,5 7,5 9,4 12,2 16,8 18,7

Определение снижения предельных превышенй температур (К о. пл). Коэффициент, количественно оценивающий снижение Δtyу в местах отступления от норм содержания в планео. пл), определится по формуле

= . (9.10)

При изменении стрелы изгиба на 1мм изменение К о.пл.уд (температурный эквивалент)определится по формуле

К о.пл.уд. = 1 - 0,187 / ∆tуу (9.11)

Ниже, в таблице 3 приведены значения К о.пл.уд, подсчитанные по формуле (9.11)

Таблица 3.

R пря-мая                
∆t уу 55,7 51,4 52,8 51,2 48,9 45,0 41,9 37,2 33,9
К о.пл.уд 0,997 0,996 0,995 0,994

При изменении стрелы изгиба на Δf мм

К о.пл. = К о.пл.уд Δf = (1 - 0,187 / ∆t уу) Δf (9.12)

Для нормативных значений Δf, установленных [1]для различных скоростных категорий железных дорог значения Ко.пл приведены на рис. 1

Определение предельных превышений температуры рельсовых плетей. Предельное превышение температуры для пути, имеющем отступление от норм содержания в плане () с учетом ранее полученных зависимостей находятся по формуле

= (60,6 – ΔΔt R - ΔΔtΔf уд · Δf) К эп (9.13)

или с учетом ранее выполненных преобразований для Р65, ЖБ, Щ

=( 60,6 – 9360 /R) · К эп К о.п л. (9.14)

Определение коэффициента устойчивости Ку.о.пл. Ранее была получена зависимость для определения коэффициента устойчивости К у пути без отступлений от норм содержания

,

где: К упр = /, - масса рельсошпальной решетки, приходящаяся на один междушпальный пролет, ∆ t = ∆ tуу - ∆ tож = ∆ tуу – (∆ tmax max - ∆ tз)

Из этой зависимости коэффициент устойчивости исправного пути

max К у = 0,066 R · К упр ·К эп / ∆ t (9.15)

При стреле изгиба, отличающейся от номинальной стрелы на величину Δf коэффициент устойчивости для Р65, ЖБ, Щ определится по формуле К у.о пл. = 0,066 R · К упр ·К эп / (∆ t + ΔΔtΔf уд · Δf.)

или К у.о пл. = 0,066 R · К упр ·К эп / (∆ t + 0,187 · Δf.) (9.16)

Определение максимального значения Δf по условиям поперечной устойчивости. Определение максимального значения Δf по условиям поперечной устойчивости по условиям поперечной устойчивостивыполним, решив (9.16) относительно Δf, приняв К у.о пл = 1 и ∆ t = ∆ t уу. Тогда

мax Δf = (0,066 R · К упр ·К эп –∆ t) / ∆Δ t о.пл.уд

Или мax Δf = (0,066 R · К упр ·К эп – ∆ tуу) / 0,187 (9.17)

Результаты решения приведены в табл.9.4

Определение мax Δf Таблица 9.4

  показатели. Радиус кривой, м
прям                
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
  ∆ t уу 55,7 51,4 52,8 51,2 48,9 45,0 41,9 37,2 33,9
  0,066 R К упр К эп                  
  мax Δf             5,9   5,9

Ниже, в таблице 3 и на рис. 2 приведены значения К у.о.пл, полученные по формуле (9.16) для отступлений от норм содержания пути в плане 3-й степени, установленных [1].

Таблица 3 Значения К у.о.пл при отступлениях от норм содержания

пути в плане 3-й степени, установленных [1].

R, м Скоростная категория участка
           
Δf по [1]           65-100
прямая 5,2 5,0 4,9 4,7 4,5 3,9
  5,2 4,9 4,9 4,6 4,4 3,8
  3,1 2,9 2,9 2,8 2,6 2,2
  2,6 2,6 2,4 2,4 2,2 1,8
    2,0 2,0 2,0 1,8 1,4
        1,4 1,3 1,0
        1,4 1,2 0,9
        1,1 1,0 0,7
        1,0 1,0 0,7



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: