Порядок формирования оптовых и отпускных цен на предприятии

Ценообразование на предприятии базируется на объек­тивных законах экономики, результатом деятельности ко­торых является рыночная цена продукция. Цена складыва­ется из следующих компонентов: нормативных обществен­но-необходимых затрат, т. е. себестоимости; нормы прибы­ли, отражающей эффективность хозяйствования; дополни­тельной прибыли, определяемой соотношением спроса и предложения, которое зависит от новизны товара, его каче­ства и ряда других факторов. Если спрос превышает пред­ложение, то дополнительная прибыль и цена в целом воз­растают.

Положение о порядке определения свободных цен и та­рифов предусматривает один и тот же порядок формирова­ния свободных оптовых цен на продукцию производствен­но-технического назначения (СОПЦ) и свободных отпускных цен на товары народного потребления (СОТЦ).

Свободные оптовые цены применяются при расчетах пред­приятий-изготовителей со всеми потребителями, кроме на­селения, в том числе с посредниками, включая снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные предприятия и организа­ции. Свободные отпускные цены применяются торговыми и другими предприятиями, реализующими товары населению.

На предприятии свободные цены определяются исходя, во-первых, из затрат, включаемых в себестоимость продук­ции на условиях франко-станция (порт) отправления или назначения, а при однородном отпуске продукции – франко-склад предприятия-поставщика; во-вторых, с учетом сло­жившегося спроса и предложения на данный вид продук­ции (Ксп); в-третьих, с учетом качества и потребительских свойств продукции (Кп). К свободной отпускной цене по то­варам народного потребления, облагаемым акцизами (Ак), включаются также суммы акцизов по установленным пра­вительством ставкам.

Такой порядок определения свободных цен можно пред­ставить в виде следующей последовательности:

СОпЦ = С + Ксп + Кп + НДС, (98.1)

СОтЦ = С + Ксп + Кп + Ак + НДС. (98.2)

Из элементов свободной цены регламентируются затра­ты, включаемые в себестоимость реализованной продукции. В соответствии с Налоговым кодексом (НК) Правительство постоянно расширяет перечень затрат предприятия, вклю­чаемых в себестоимость продукции, прежде всего, за счет так называемых прочих затрат — налогов, сборов, отчисле­ний.

Высокий уровень монополизации производства, отсутст­вие конкуренции в российской экономике не приводят к снижению себестоимости продукции на предприятиях.

Согласно принятым в макроэкономике предпосылкам, с ростом цен спрос сокращается, а предложение растет. Точ­ка пересечения кривых спроса и предложения соответству­ет цене равновесия. Но российская экономика создала та­кую ситуацию, когда кривые спроса и предложения не пересекаются между собой. С одной стороны, забитые готовой продукцией склады предприятий, а с другой – рост коли­чества наличных денег у населения.

Главная причина возникшего парадокса в том, что типо­вые модели макроанализа исходят из предпосылки о нали­чии достаточно развитой конкурентной среды. Но именно ее и не существует в сегодняшней российской экономике. Был разрушен только монополизм управления, другими словами, разрушена командно-административная система управления. При этом другой системы управления не со­здано, что обеспечивает монополистам всех уровней неогра­ниченные возможности для взвинчивания цен. К тому же сегодня возник элементарный, но массовый и весьма опас­ный сговор продавцов на потребительском рынке.

Правительство отказалось от государственного регули­рования цен. Победила точка зрения, что рынок сам себя отрегулирует через спрос и предложение, через качество и потребительские свойства продукции.

Конечно, рыночные отношения – это столкновение спро­са и предложения, т. е. договор двух сторон – продавца и покупателя, а всякое вмешательство государственных ор­ганов действительно нельзя отнести к рыночному механиз­му. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует, что в стра­нах с развитой рыночной экономикой государственное ре­гулирование цен предусмотрено законодательством и в раз­ные периоды своего развития западные страны применяют регулирование цен в большей или меньшей степени. Они исходят из того, что государственное регулирование цен – меньшее зло, чем инфляция и безработица. Правительство России выбрало стихийный вариант регулирования цен че­рез конъюнктуру, через спрос и предложение. Величины Ксп и Кп' в формулах 98.1 и 98.2 не регулируются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: