Плата за загрязнение окружающей природной среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду и включает в себя затраты: на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ; стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов; на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Этот вид платежей реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования.
В 2003 году был уточнен порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и др. виды вредного воздействия (Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 года №344). Были установлены новые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
Плата взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую среду:
n выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
n сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (в т.ч. через канализационные системы), а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
n размещение отходов производства и бытовых отходов.
Норматив платы за загрязнение эквивалентен части величины годового экономического ущерба от загрязнения, предназначенной на возмещение затрат по предотвращению воздействия выбросов загрязняющих веществ и достижение допустимого уровня загрязнения.
Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются с учетом удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов, показателей относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения. Эти нормативы рассчитаны для наиболее распространенных загрязняющих вредных веществ. Базовые нормативы на размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы массы отхода 4-го класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов.
Показатели относительной опасности веществ рассчитываются на основе нормативных документов: «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» и «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения».
Показатели относительной опасности веществ (Аi) рассчитываются по формуле:
Аi = 1 / ПДКi,
где ПДКi - предельно допустимая концентрация вещества (для атмосферного воздуха принимается предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКСС); для водных объектов принимается предельно допустимая концентрация в воде рыбохозяйственных водоемов (ПДКрх);
i- загрязняющее вещество.
При отсутствии ПДКСС применяется предельно допустимая максимальная разовая концентрация (ПДКмр). При отсутствии ПДКрх применяется предельно допустимая концентрация в воде, водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового использования (ОБУВ).
Базовые нормативы ежегодно увеличиваются на коэффициенты индексации, учитывающие уровень инфляции, а также корректируются на коэффициенты экологической ситуации, которые учитывают суммарное воздействие загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории региона.
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы) по территориям экономических районов РФ составляют:
Экономический район | Коэффициент для атмосферного воздуха | Коэффициент для почвы |
Северный | 1,4 | 1,4 |
Центральный | 1,9 | 1,6 |
Центрально-Черноземный | 1,5 | 2,0 |
Западно-Сибирский | 1,2 | 1,2 |
Северо-Кавказский | 1,6 | 1,9 |
Коэффициенты экологической ситуации могут быть увеличены решением органов исполнительной власти субъектов РФ:
Установлены три вида базовых нормативов платы:
n платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов выбросов (базовая ставка);
n за выбросы (сбросы) в пределах временно установленных лимитов выбросов по ставке, превышающей базовую в 5 раз;
n за сверхлимитные выбросы (сбросы) - по ставке, превышающей базовую в 25 раз.
Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнения:
· в размерах, не превышающих установленные природопользователю допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
· в пределах установленных лимитов выбросов, сбросов, размещения отходов;
· за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
Таким образом, в России используется система трехставочная система платежа:
Например, если выбросы в атмосферу меньше, чем установленные лимиты, то плата рассчитывается по формуле:
m
Pm = S Pi Vi
i=1
Если же по некоторым ингредиентам имеется превышение фактических выбросов над ПДВ, используется следующая формула:
m
Pm = S Pi Vi + 5 Pi (Vi - Viн), где
i=1
Pi -ставка платежа за выбросы i -го вещества,
Vi - фактические объемы выбросов i-го вещества,
Viн - нормативные объемы выброса i - го вещества,
m - число загрязняющих веществ.
Если же имеет место превышение временно согласованного лимита, то это уравнение приобретает вид:
m
Pm = S Pi Vi + 25 Pi (Vi - Viн).
i=1
Базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников установлены по 217 видам загрязняющих веществ и дифференцируются в зависимости от степени токсичности веществ.
Так, например норматив платы за выброс 1 тонны диоксида азота в пределах установленных допустимых нормативов составляет 52 рубля; 1 тонны хлористого винила - 410 рублей; бензола - 21 рубль; пятиокиси ванадия - 1025 рублей; фосфористого водорода - 2050 рублей и т.д.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (руб. за 1 тонну):
Бензин этилированный - 38,0
Бензин неэтилированный - 10,0
Дизельное топливо - 21,0
Сжатый природный газ (за тыс. куб. метров) - 9,0
Сжиженный газ - 11,0
Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты установлены по 198 вредным веществам. Некоторые из нормативов приведены ниже:
Наименование загрязнителей | Норматив платы в пределах установленных нормативов, руб/т. | Норматив платы в пределах установленных лимитов, руб/т |
Алкилсульфонаты натрия | ||
Взвешенные вещества | ||
Хлорное железо | ||
Кобальт (Со2+) | ||
Кадмий | ||
Ксилол |
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления составляют:
Для отходов I класса опасности (чрезвычайно опасные) - 1739,2 рублей за 1 тонну;
Для отходов II класса опасности (высокоопасные) - 745, 4 рублей за 1 тонну;
Для отходов III класса опасности (умеренно опасные) 497 рублей за 1 тонну;
Для отходов IV класса опасности (малоопасные) - 248,4 рубля за тонну;
Для промышленных отходов V класса опасности (практически неопасные) - 15 рублей за 1 куб. метр.
Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:
n себестоимость продукции - в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДС, ПДВ);
n прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов.
Кроме того, при невыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс, сброс) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный и предприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в его распоряжении прибыли.