Экономика предложения. Закон предложения. Кривая предложения.
Спрос как неотъемлемы элемент рынка. Закон спроса. Кривая спроса
Равновесная цена
План:
Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса.
Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы, хотят и могут купить при данной цене в течение определенного периода времени.
Закон спроса – Чем выше цена товара, тем меньше его количество люди готовы купить. И наоборот.
Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара.
Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:
- обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
- постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.
Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой «функцией спроса». На оси абсцисс - количество товаров (Q) или возможный объем их покупки, а на оси ординат - цены этих товаров (Р). Кривая dd (от англ. «Demand» - спрос) на нашем графике - это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости определяющих ее переменных цены и количества покупаемого товара. Во-вторых, пологий, ниспадающий вид кривой иллюстрирует описанное выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительно покупки одного и того же товара. Спрос - это не купля, а ее возможность.
Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.
Неценовые факторы:
- фактор покупательских ожиданий (сезонные скидки, празники);
- изменение доходов населения;
- изменение численности населения, возраста, состава;
- изменение вкуса потребителей, мода;
- наличие или отсутствие взаимозаменяемых товаров
Нормальные товары – товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от денежного дохода (товары высшей категории). Товары низшей категории – товары, спрос на которые возрастает при снижении доходов.
Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукта, используя концепцию ценовой эластичности спроса.
Эластичность спроса ¾ это ответная реакция величины спроса на изменение цены.
Эластичность спроса (Ed) измеряется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:

Спрос называется эластичным, когда незначительное изменение цены оказывает существенное влияние на величину спроса.
Товары с эластичным спросом по цене:
- Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
- Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
- Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)
Товары с неэластичным спросом по цене:
- Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
- Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
- Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)
Точечная эластичность спроса по цене[править | править исходный текст]
Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:

где верхний индекс
означает что это эластичность спроса, а нижний индекс
говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand — спрос и Price — цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.
В зависимости от этих показателей различают:
| Совершенно неэластичный спрос | | объём спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости). |
| Неэластичный спрос | | когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены). |
| Единичная эластичность спроса | | изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса. |
| Эластичный спрос | | объём спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену). |
| Совершенно эластичный спрос | | объём спроса не ограничен при падении цены ниже определённого уровня. |
В случаях, когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %), принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:

где
и
— средние значения соответствующих величин
То есть, при изменении цены от
до
и объёма спроса с
до
, среднее значение цены будет составлять
,а среднее значение спроса 
Предложение товаров, как и спрос, - это неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования на рынке.
Предложение (sapply - англ.) - это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют однонаправленно: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. Чем выше эти доходы, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот.
Как отмечалось выше, закон предложения характеризует прямую зависимость между количеством выпуска товаров и их ценами. Эту прямую зависимость между ценами и объемом товаров называют также «функцией предложения». Если изобразить функцию предложения в осях графика (рис. 5.3), где на вертикальной оси представлены цены за единицу товара Р, а на горизонтальной - количество выпускаемых товаров Q, то получим восходящую кривую ss (sapply - предложение), имеющую положительный наклон.
Неценовые факторы влияющие на предложение:
- цена на производственные ресурсы, необходимые для производства товаров;
- технологии – методы производства товаров;
- налоги и субсидии;
- число продавцов на рынке;
- цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов.
Если на графике совместить кривую спроса и предложения, то они пересекутся, и мы увидим, что точка пересечения нисходящей кривой спроса D и восходящей кривой S показывает равновесную цену и количество продукта. Равнове́сная цена или сбалансированная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным.
Сверху точки А мы видим формируется излишек или избыток - это ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают к продаже большее количество товара, чем покупатели готовы купить.
Ниже точки А формируется дефицит – покупатели при существующем уровне цен готовы купить больший объем товара, чем продавцы при такой же цене согласны предложить.
Т.о. равновесная цена, это:
- цена, при которой спрос и предложение равны;
- цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
- цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Практическое занятие № 4 по теме «Механизмы функционирования рынка»
(2ч)
Решение задач на построение кривых спроса и предложение, определение равновесной цены и эластичности спроса и предложения
ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (2ч):
Теория потребительского поведения
1. Теория предельной полезности
2. Закон убывающей предельной полезности
3. Правило максимизации предельной полезности