Основные понятия операционного менеджмента

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Производство – это процесс трансформации ресурсов в товары или сервис.

Операционный менеджмент – деятельность, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги).

Управление операциями (операционный менеджмент) – это деятельность по разработке, использованию и усовершенствованию бизнес-процессов, направленных на производство основных видов продукции и услуг.

Основу производства составляют эффективность и рациональность организации управления операциями. Операции рассматриваются как любой вид человеческой деятельности, связанный с переработкой ресурсов в продукцию и услуги.

Функция операций – управление ресурсами, которые направляются на создание продукции и доставку продукции и услуг.

Функция операций является центральной для организации, поскольку именно в результате нее производятся продукты и осуществляется сервис. Но это отнюдь не единственная и не обязательно самая важная функция. Эта функция, тем не менее, входит в состав трех ключевых функций любой организации:

- функция маркетинга, отвечающая за связь производимых организацией продуктов и сервиса с рынком с целью побудить интерес потребителя и воспользоваться услугами компании;

- функция развития производства продуктов (услуг) отвечает за создание новой и модификацию существующей продукции и услуг с целью побудить интерес потребителя использовать товары и услуги компании в будущем;

- функция операций отвечает за удовлетворение запросов внутреннего потребителя компании в ходе производства ею продукции и услуг.

Кроме того, существуют вспомогательные функции, которые обеспечивают эффективную работу трех ключевых функций, например:

- функция бухгалтерского учета и финансов, обеспечивающая информацию, которая помогает принимать экономические решения и управлять финансовыми ресурсами организации;

- функция выбора человеческих ресурсов, обеспечивающая набор новых работников, управление развитием персонала компании и контроль.

На рисунке 1.1 показаны некоторые примеры отношений между операциями и функциями и потоки информации между ними.

В результате всех операций производят продукты и услуги. Это происходит путем преобразования затрат в выпуск. На рисунке 1.2 показана модель процессов обработки (трансформации) для описания природы операций.

ФУНКЦИЯ ОПЕРАЦИЙ
Инженерно-техническая функция
Финансовая функция
Функция разработки продукции (услуг)
Функция персонала
Функция маркетинга
Функция управления информационными системами


Ключевые функции

Вспомогательные функции

Рисунок 1.1 – Ключевые и вспомогательные функции организации

Обрабатываемые (трансформируемые ресурсы - материалы -информация - потребители
Входящие ресурсы
Выпускаемые продукты (услуги) ресурсы
  Процессы обработки (трансфор-мации)
  Потребители


Обрабатывающие (трансформирующие ресурсы - средства производства -персонал

Рисунок 1.2 – Модель «вход – обработка (тарсформация) – выход»

Внутри каждой операции есть процессы, иными словами – механизмы, с помощью которых происходит трансформация входных ресурсов в выходные. Процессы представляют собой такую организацию ресурсов, которая позволяет выпускать некоторый набор продуктов и услуг.

Операционные процессы отличаются по ряду параметров:

- объем выпуска продукции (уровень или темп выпуска процесса);

- разнообразие выпуска продуктов (степень разнообразия продукции или услуг, которые производит процесс);

- варианты запросов на выпускаемую продукцию (степень изменения уровня выпуска продукции или услуг конкретного процесса во времени);

- уровень «видимости» процесса обеспечения потребителя продукцией или услугами (объем добавленной стоимости в конкретном процессе для потребителя).

Цели выполнения операций.

Основные цели деятельности, которые соотносятся со всеми типами операций:

- качество (максимальное соответствие ожиданиям клиентов);

- скорость (время между запросом и получением товара или услуги клиентом;

- надежность (доставка или доступность продукта или услуги, обещанной потребителю);

- гибкость (степень, до которой операционный процесс может изменить продукт, который он выпускает, то, как он может это делать и когда;

- цена (производство товаров и услуг с такими затратами, которые позволят выходить на рынок с приемлемой ценой, которая обеспечит компании прибыль).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: