Менеджеры по операциям (операционные менеджеры) – часть персонала организации, которая несет особую ответственность за управление частью или всеми ресурсами, которые применяются в операционных (производственных) функциях (менеджер по персоналу, менеджер по сбыту, управляющий, администратор и т.д.).
Все хорошие менеджеры выполняют основные функции процесса менеджмента. Процесс менеджмента включает:
1) планирование: менеджеры определяют цели и выигрыши для организации и развивают программы, политику и процедуры, которые будут помогать организации достигать их. Соподчиненность планов определяется для каждого подразделения, группы и лица в организации;
2) организацию: менеджеры развивают структуру отдельных исполнителей, групп, отделов и подразделений для выполнения задач;
3) мотивацию: менеджеры определяют потребности в рабочей силе и лучшие способы приема, обучения, переобучения и увольнения персонала;
4) руководство: менеджеры руководят, следят и стимулируют персонал к выполнению задач;
5) контроллинг: менеджеры развивают стандарты и коммуникационные сети, необходимые для гарантии того, что организация, штат и руководство выполняют соответствующие планы и решают свои задачи.
Операционные менеджеры применяют этот процесс менеджмента к решениям и функциям, выполняемым в операционном менеджменте.
В производственных организациях менеджеры содействуют производству и операциям через выполнение задач, показанных в таблице 1.1. Каждый из этих видов деятельности может потребовать планирования, организации, руководства, контроллинга и работы с персоналом.
Все виды деятельности, выполняемые в соответствии с таблицей 1.1 требуют, чтобы менеджеры принимали многочисленные решения. В таблице 1.2 показаны такие решения.
Таблица 1.1 – Деятельность подразделений в промышленном менеджменте
| Основные функции | Содержание функций |
| Исследование и развитие | Исследование и развитие |
| Инжиниринг товара | Настройка проекта товара на увеличение эффективности производства (повышение технологичности конструкции) |
| Инжиниринг процесса | Проектирование, развитие и изменение способов производства, оборудования и процессов |
| Закупки | Определение лучших источников, способов доставки и цены |
| Планирование оборудования, строительство зданий и сооружений | Планирование, строительство, обслуживание и ремонт оборудования |
| Промышленный инжиниринг (IE) | Определение наиболее эффективного использования машин, площадей и персонала |
| Инжиниринг методов | Усовершенствование процедур на рабочих местах |
| Производственное планирование и управление запасами (PIC) | Планирование процесса производства, составление расписаний, управление запасами |
| Управленческие производящие системы | Приложение методологии, математических методов и процедур или управленческих информационных систем к производственным операциям |
| Обеспечение качества / контроль качества (QA&QC) | Пересмотр проектов, товаров и процессов для обеспечения уверенности, что цели по достижению заданного уровня качества выполнены |
| Ремонт и обслуживание | Концентрация на проектирование систем и процедур, которые будут создавать и поддерживать надежность системы |
Таблица 1.2 – Решения, принимаемые производственными и операционными менеджерами
| Производственные/операционные вопросы | Область решений |
| Каким образом П/ОМ-функция может способствовать достижению целей организации? | Производительность и стратегия |
| Что является нашим критерием планирования и какое количество товара мы надеемся продать? | Прогнозирование |
| Какой товар или сервис мы будем предлагать и как мы спроектируем этот товар или сервис? | Выбор товара и проектирование |
| Какой процесс будет требоваться для этих товаров и в каком порядке? Какое оборудование необходимо для этих процессов? | Выбор процесса и его проектирование |
| Где мы будем размещать предприятия? На каких критериях будет базироваться проект размещения? | Размещение |
| Как мы будем размещать оборудование? Как долго это оборудование должно удовлетворять нашему плану? | Загрузка оборудования |
| Как мы будем обеспечивать рациональные условия работы? Какую выработку мы ожидаем от наших служащих в производстве? | Человеческие ресурсы |
| Будем ли мы производить или покупать компоненты товара? Кто является нашими поставщиками и сколько мы должны их иметь? | Снабжение |
| Является ли субконтракт на производство хорошей идеей? Правильно ли будет прибегать к увольнению работающих в периоды спадов? | Краткосрочное планирование и управление проектами |
| Как много запасов каждого наименования материалов и предметов производства должны мы иметь? Когда мы делаем заказ и когда мы производим? | Запасы |
Менеджеры по операциям несут большую ответственность за всю деятельность организации. Эта деятельность вносит важнейший вклад в эффективность производства продуктов и услуг. И хотя характер ответственности за конкретные операции будет в известной степени зависеть от того, как организация определяет границы конкретной функции, можно выделить несколько общих направлений деятельности менеджеров:
- понимание стратегических целей операций. Главное, за что несет ответственность команда менеджеров по операциям, - выработка стратегии достижения целей на конкретном производстве и определение путей их достижения. Менеджеры по операциям определяют краткосрочные задачи организации в области качества, скорости, устанавливают взаимосвязи процессов, степень гибкости производства и затраты применительно к конкретным операциям для достижения общих целей организации.
- разработка операционной стратегии для организации. Операционный менеджмент связан с принятием текущих решений;
- проектирование продукции, услуг и процессов;
- планирование и контроль операций. Планирование и контроль – направление деятельности, связанное с решениями о том, как будут использоваться операционные ресурсы, и контролем того, как они реально используются в конкретной организации;
- улучшение процессов выполнения операций.