double arrow

Философия жизни. Ф. Ницше

Начина со второй половины 19-го века в Европе развиваются 2 течения – позитивизм (ориентация на позитивное знание, вещей и фактов. Задача: дискредитация метафизики) и философия жизни.

В качестве альтернативы философии позитивизма формируется философия жизни, которая отказывается от идеи достоверности. Она меняет предмет – происходит ориентация на особую специфическую действительность, которую сама и выделяет – жизнь. С определенной заточенностью на человеческую жизнь. Наука понимается как форма человеческой жизни.

Основатели: С. Кьеркегор, В. Диттей, А. Бьерксон, Ф. Ницше.

Главное – антропологический поворот, поворот в сторону человека. Человека не как предмета научной антропологии, а как некой специфической реальности – реальности тела и реальности мысли. В лице человека мы имеем дело не со сферой чистого бытия, ни мышлением как таковым. Философия жизни так и не прояснила фундаментального для себя понятия, поскольку сам предмет не предполагает строго-понятийного определения, ибо оно упускает сам феномен жизни. Всякое определение возможно по отношению к тому, что имеет пределы, а жизнь эти пределы ломает.

Способом жизни, жительствования является трансцендирование границ самой жизни. Жизнь есть экстаз. Всякая попытка объективации жизни проводит к рассуждению о чем-то ином.

Родоначальником является Кьеркегор. Богослов, попытавшийся осмыслить религию как экзистенциальный опыт, как опыт жизни. Кьеркегор пытается прояснить суть этого религиозного опыта. Его идеи были настолько смелы, что он был отлучен от протестантской общины.




Кьеркегор выступил прежде всего как критик гегелевского логизма. Жизнь не является схемой истории. Она конституируется на основе того, что позже Хайдеггер назовет решимостью. Принципом жизни является борьба за жизнь. Жизнь понимается как переживание.

В этом смысле само сознание понимается как длительность, как время. Мысль как некий процесс, некое существование. Нет чистой мысли и чистого существования. Человек – мыслящее бытие.

Предметом исследования Кьеркегора стали человеческие состояния жизни. Важно было выделить в этом процессе какие-то формы жизни:

· Отчаяние

· Страх

· Трепет

· Заброшенность

И др.

В центре интереса Кьеркегора оказалась ветхозаветная проблема выбора между абстрактным божественным повелением и собственным отношением к этому.



Диттей вводит понятие жизненный порыв. Вводит вообще понятие жизни.

Бьерксон дополняет его понятиями времени и памяти. Не живой организм существует в неком абстрактном времени, а время существует как способность организма длить своё существование. Память существует в режиме забвения. Т.е. если бы человек естественным образом помнил, память была бы не нужна. Память – исключительный феномен человеческой жизни.

Ницше предал философии особый «привкус». Ницше философ от литературы (филолог по образованию). Философия Ницше приобретает мощную языковую основу. Язык – форма жизни. Происходит лингвистический поворот.

Годы жизни 1844 – 1900. Ницше написал 70 с лишним музыкальных произведений. В 25 лет стал профессором Базельского университета. Трагизм Ницше заключался в том, что очень рано у него стали проявляется головные боли. Последние 10 лет провел в сумасшедшем доме.

Вся философия Ницше сводится к следующим основным тезисам:

1. Смерть Бога или Бог мёртв.

2. Идея сверх-человека или человеческого слишком человеческого.

3. Идея нигилизма или переоценки ценностей.

4. Идея конца метафизики и связанным с ним конца морали.

5. Идея воли к власти (Формулировка воли к жизни).

Сама жизнь понимается как воля, а власть проявляется как овладение жизнью. Воля и власть оказываются почти неразличимыми понятиями. Власть только у того, кто стремится к власти. Борьба за власть это способ быть властью. Настоящим проявлением этой воли является творчество. Тот порыв, в котором жизнь себя находит и обретает.

Что препятствует реализации творческого начала? Жизнь не самодостаточна. Самым главным врагом этого жизненного порыва является мораль. Имморализм Ницше выражен в крайне скандальной форме. «Увидел слабого – толкни слабого». Толкни слабого в себе – стань сильным, толкни слабого в другом – сделай сильным другого. Почему Ницше становится противником морали? Мораль всеобща.

С этим связана другая идея – идея сверхчеловека. Ницше под идеей сверхчеловека имеет в виду превосхождение самого себя. Это не натуралистическая идея, и не руководство к действию. Сверхчеловек – регулятивная идея. Важен её эвристический смысл – идея самопорождения. «Человеческое слишком человеческое» тоже редко правильно понимается. Эта конструкция имеет ввиду следующее: под слишком человеческим понимается наличный, предметный образ человека, эмпирическая человечность. Когда человек в отношении с другим человеком не руководствуется формой, а эмоциями, чувствами и проч. Спонтанными желаниями, реакциями и т.д.

Ницше не дает ответов почти ни на какие вопросы. Он ставит вопросы. Задача философии: ставить опасные вопросительные знаки.

Идея сверхчеловека это не идея расового или другого превосходства, а идея самопревосходства.

И ключевая конструкция – идея смерти Бога. Исчезновение той опоры в сфере трансцендентого, на которую человек всегда опирался. Опора есть проявление человеческого слишком человеческого. Человек следует моральным нормам не потому что он в них убежден, а потому что они имеют вид санкции. Ницше жесточайшим образом критикует христианство, как религию рабов и проч., и скрытым в этом жесточайшем расчете. Люди отказываются от жизни ради не-жизни.

Раз у человека нет опоры в сфере трансцендентого, то и нет основания. Человек сам утверждает ценности. Это не то, что спущено сверху, а то что человек разделяет.

Начинал Ницше с работы, посвященной анализу греческой словесности и мифологии. В которой он выделил 2 начала, 2 вектора существования. Как филолог, Ницше показывает, что прослеживаются 2 культа – Бога Диониса и Бога Апполона. Апполон – бог солнца. Культ света, который символизирует собой разум. Усточивости. Дионис – бог тьмы. Бог виноделия. Ницше понимает этот культ как стихию жизни. Здесь господствовало отсутствие запретов.

Ницше увидел отклонение от жизни в культуре Европы.

Философия жизни – философия раскрепощения этих сил, которые были табуированы. Человек же арена столкновения двух концепций.






Сейчас читают про: