Миссия организации отвечает на вопрос какова главная цель функционирования организации?
Миссия – это:
1. Предназначение организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды
2. Наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в общей форме и четко выражающая основную причину её существования.
Миссия задает общие направления функционирования организации.
Назначение миссии:
- дает субъектам внешней среды общее представление об организации, ее философии, средствах, которые она готова использовать в своей деятельности
- является базой для установления целей организации и выработки её стратегии
- способствует формированию единения внутри организации
- показывает организации смысл и содержание их деятельности
В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
- целевые ориентиры (на решение каких задач направлена деятельность - организации)
- сфера деятельности (какой продукт предлагает, на каком рынке работает и т.п.)
|
|
- философия организации (ценности и верования, принятые в организации)
- возможности и способы осуществления деятельности (сила, отличительные особенности, ноу-хау и т.п.)
- имидж организации.
Удачная формулировка миссии – это краткое и ясное определение основных направлений деятельности организации, которые мотивируют её сотрудников и создают достаточно привлекательный образ для поставщиков и покупателей.
Например, миссию банка, работающего с малым бизнесом, можно изложить в следующем виде: “Банк содействует развитию малых и средних предприятий, оказывает им и частным клиентам услуги ” Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:
- собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;
- сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
- покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;
- деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
|
|
- местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
- общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.
- а деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
Требования, предъявляемые к формулировки миссии:
- Прямая формулировка прибыли как цели деятельности не должно быть;
- Краткая формулировка;
- Понятная формулировка;
- Формулировкой занимается высшее руководство.
Миссия “Мак Доналдс”: “Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов”.
Миссия MARY KAY: “Украшать жизнь женщин во всем мире”.
Миссия Красного Креста: “Защищать беззащитных”.
Миссия СКМ (Систем кепитал менеджмент): “Создать бизнес мирового класса, способствующий экономическому и социальному развитию Украины”.
Миссия Группы компаний “Сократ”: “Мы работаем, чтобы увеличить ваш капитал”.
Миссия Альфа-Банк: “Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания”.
Цели организации
Если миссия дает ответ на вопрос: зачем функционирует организация, то цели дают ответ на вопрос к чему организация стремится?
Цель – желаемое состояние отдельных параметров организации, на достижение которых направлена её деятельность
Значимость целей для организации:
- являются исходной точкой планирования
- выполняют организующую роль
- на их основе производится распределение ресурсов
- на них базируется система мотивирования
- на них строится процесс контроля и оценки результатов труда работников подразделений и организации в целом
Выделяют долгосрочные и краткосрочные цели.
Долгосрочные – это цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла.
Краткосрочными обычно считают цели, которые достигаются в тесении одного года.
В любой организации складывается иерархия целей.
Во-первых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
В-вторых, цели более высокого уровня всегда имеют более долгосрочный временной интервал.
Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделении, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижении целей организации в целом.
Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей.
Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов.
Цели также можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений).
Требованию к установлению целей:
- достижимость;
- гибкость (возможность корректировки);
- измеримость (возможность количественного измерения);
- конкретность;
- совместимость (долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные – долгосрочным);
- приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации.
|
|
Цели являются отправной точкой прогнозирования и планирования.
Прогнозирование – определение вероятностных целей функционирования и развития организации и возможных путей их достижения
Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития организации и средств их достижения. При этом перспективное планирование базируется на долгосрочных целях, а текущее – на краткосрочных.
Система управления должна ориентироваться на достежение всех целей, стоящих перед организацией.
Если по истечении времени цели не были достигнуты, менеджеры должны найти причину невыполнения плана и принять соответствующие меры.
Сущность и типы стратегий
Стратегия дает ответ на вопрос каким способом организация намерена достичь поставленных целей.
Стратегия – обобщенная модель действий организаций, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей.
Различают общую (корпоративную) стратегию организации, деловую и функциональную стратегии организации.
Корпоративная стратегия – определяет общее направление и характер деятельности организации в целом, позволяет воспринимать организацию как целостность и отвечает на ключевые вопросы:
- каким бизнесом занимается организация (стремление к приобретению нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, развитие, стабильность или свертывание общей деятельности)
- оставаться унитарным предприятием или участвовать в ФПГ, альянсах и т.д.
- производить или покупать, заниматься ли финансовой деятельностью.
Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую деловую стратегию.
Функциональная стратегия – это стратегии отдельных функциональных подсистем организации. Отвечают на вопросы как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность, как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач и т. д.
Процедура формулирования стратегии состоит из следующих этапов:
|
|
1. Оценка существующего положения, внешней и внутренней среды.
2. Формулирование вариантов стратегии, выбор оптимального для данных условий.
3. Расчёт предпринимательских рисков.
4. Окончательное принятие стратегии организации.