Компания может выбрать, конкурировать ей только в одной сфере бизнеса (изготавливая один или несколько продуктов для одного или нескольких сегментов рынка) или заниматься несколькими сферами одновременно. В этом и состоит корпоративная стратегия.
Виды корпоративных стратегий:
n Концентрация (единичный бизнес)
n Вертикальная интеграция (Расширение производства по цепочке добавленной стоимости)
n Диверсификация
Стратегия концентрации – концентрация усилий организации на одном направлении деятельности.
Преимущества:
- мастерство и опыт в одной отрасли
- меньше ошибок в управлении
- меньше накладных расходов на управленческий персонал
- простая организационная структура
Недостатки:
- высокий риск в нестабильной среде
- зрелость отрасли и устаревание продукта также повышают риск
- управленческие ошибки очень дорого обходятся
- меньше возможностей для роста
Стратегия концентрации не предполагает отсутствие роста компании. Компании, преследующие стратегию концентрации могут иметь две возможности роста:
- внутреннее развитие (развитие рынка, продукта, обычно в эмбрионной стадии или стадии роста отрасли)
- поглощение других компаний (или слияние с ними) в той же сфере бизнеса (обычно на стадии зрелости и спада отрасли).
Стратегия вертикальной интеграции – построение полной производственной цепочки какого-либо бизнеса или товара.
Цепочка добавленной стоимости отрасли:
- добыча сырья (руда)
- первичная обработка (металл)
- окончательная обработка (строительные инструменты)
- оптовая продажа
- розничная продажа
Стратегия диверсификации – развитие нескольких направлений бизнеса.
Два вида диверсификации:
1. Родственная (связанная) - расширение в другую сферу бизнеса, которая имеет общие черты с уже существующими видами бизнеса (Johnson & Johnson).
- Материально связанные (используют те же физические ресурсы для общих целей)
- Нематериально связанные (управленческая синергия, идеи, патенты, лицензии, любые немат. навыки, опыт и т.д.)