Школа человеческих отношений (1930-1960)

Административная (классическая) школа (1920-1950)

Школа научного управления. (1885-1920)

Ф.Тейлор, Г.Гантт, супруги Гилбреты

Сущность системы Тейлора сводится к следующим моментам:

1. Рациональная организация труда – определение оптимальной нормы выработки на основе хронометража рабочего времени, обучение рабочих, инструктаж, подбор и правильная расстановка по рабочим местам, материально-техническое обеспечение рабочего места.

2. Разработка формальной структуры организации на основе определения функций каждого работника, разделение исполнительского и распорядительского труда.

3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Общие принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором:

ü Разделение труда;

ü Измерение труда;

ü Разработка точных инструкций каждому работнику;

ü Оплата по результатам труда;

ü Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу, исходя из их индивидуальных способностей;

ü Отделение административной работы от производственной. Менеджеры осуществляют функцию планирования, а рабочие – исполнения.

Вклад школы:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи

2. отбор и обучение кадров

3. обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач

4. использование материального стимулирования для повышения производительности труда

5. выделение функции планирования

6. приоритет в исследованиях – научной организации труда, трудового процесса.

Анри Файоль

Вклад А. Файоля в управленческую науку:

1. развил понимание функций руководства.

2. обосновал положение об оптимальном соотношении административных, технических и социальных способностей и знаний у руководителей.

3. разработка системы эффективного функционирования органов управления, которая состоит из 14 принципов управления, применимых к деятельности любой организации:

- разделение труда; власть, полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления (дирекции); подчиненность личных (индивидуальных) интересов – общим; вознаграждение персонала; централизация; иерархия (скалярная цепь); порядок; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух.

4. Значительное внимание Файоль уделял социальному вопросу на производстве.

5. Одним из главных условий эффективного менеджмента считал личность менеджера.

Вклад школы:

- развитие принципов управления;

- описание функций управления;

- систематизированный подход к управлению всей организации.

Элтон Мэйо

Суть его концепции – в том, что сама работа, производственный процесс имеют для рабочего меньшее значение, чем его социальное и психологическое состояние в производстве. Отсюда Мэйо делает вывод, что все проблемы производства и управления должны рассматриваться с позиций человеческих отношений. Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Возникновение понятия «хоторнский эффект» - повышенное внимание к рассматриваемой проблеме, ее новизна и создание условий для проведения эксперимента способствуют получению желаемого результата.

Вклад школы:

- применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и повышения производительности труда;

- применение науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

4. Математическая (количественная) школа (1940-…)

Канторович, Струмилин, Новожилов.

Суть – замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями, установление математических и статистических зависимостей.

Вклад школы:

- углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей;

- развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.




double arrow
Сейчас читают про: