Административная (классическая) школа (1920-1950)
Школа научного управления. (1885-1920)
Ф.Тейлор, Г.Гантт, супруги Гилбреты
Сущность системы Тейлора сводится к следующим моментам:
1. Рациональная организация труда – определение оптимальной нормы выработки на основе хронометража рабочего времени, обучение рабочих, инструктаж, подбор и правильная расстановка по рабочим местам, материально-техническое обеспечение рабочего места.
2. Разработка формальной структуры организации на основе определения функций каждого работника, разделение исполнительского и распорядительского труда.
3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.
Общие принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором:
ü Разделение труда;
ü Измерение труда;
ü Разработка точных инструкций каждому работнику;
ü Оплата по результатам труда;
ü Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу, исходя из их индивидуальных способностей;
ü Отделение административной работы от производственной. Менеджеры осуществляют функцию планирования, а рабочие – исполнения.
Вклад школы:
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи
2. отбор и обучение кадров
3. обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач
4. использование материального стимулирования для повышения производительности труда
5. выделение функции планирования
6. приоритет в исследованиях – научной организации труда, трудового процесса.
Анри Файоль
Вклад А. Файоля в управленческую науку:
1. развил понимание функций руководства.
2. обосновал положение об оптимальном соотношении административных, технических и социальных способностей и знаний у руководителей.
3. разработка системы эффективного функционирования органов управления, которая состоит из 14 принципов управления, применимых к деятельности любой организации:
- разделение труда; власть, полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления (дирекции); подчиненность личных (индивидуальных) интересов – общим; вознаграждение персонала; централизация; иерархия (скалярная цепь); порядок; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух.
4. Значительное внимание Файоль уделял социальному вопросу на производстве.
5. Одним из главных условий эффективного менеджмента считал личность менеджера.
Вклад школы:
- развитие принципов управления;
- описание функций управления;
- систематизированный подход к управлению всей организации.
Элтон Мэйо
Суть его концепции – в том, что сама работа, производственный процесс имеют для рабочего меньшее значение, чем его социальное и психологическое состояние в производстве. Отсюда Мэйо делает вывод, что все проблемы производства и управления должны рассматриваться с позиций человеческих отношений. Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Возникновение понятия «хоторнский эффект» - повышенное внимание к рассматриваемой проблеме, ее новизна и создание условий для проведения эксперимента способствуют получению желаемого результата.
Вклад школы:
- применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и повышения производительности труда;
- применение науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
4. Математическая (количественная) школа (1940-…)
Канторович, Струмилин, Новожилов.
Суть – замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями, установление математических и статистических зависимостей.
Вклад школы:
- углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей;
- развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.






