Управленческая практика предполагает одновременное использование всех трех групп методов, но в определенной ситуации какая-либо группа доминирует.
Факторы выбора метода управления:
-масштаб управления,
-качество персонала,
-цель управления,
-социально-экономическая среда,
-наличие возможностей управлять.
Планирование как исходный этап управления предусматривает выработку и постановку целей и задач в сфере управления, определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Существенно различаются методы и стратегии. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т. е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.
Так стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка заглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов.
|
|
Стратегия (искусство генерала) - детальный всесторонний план, предназначенный для определения и осуществления перспективных целей.
Разработка стратегии является функцией высшего менеджерского корпуса.
Стратегия - разработка общих основных целей предприятия по решению двух основных проблем: определение стратегического направления развития; формулировка главных целей деятельности предприятия. К числу основных уровней стратегии относятся:
•корпоративная (стратегия деятельности предприятия по всем сферам)
•деловая (стратегия каждого вида деятельности)
•функциональная (по каждому функциональному направлению определенного вида деятельности)
•операционная (стратегия структурных единиц)
Формирование стратегии - это ее разработка по всем уровням.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т. е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.
На нижнем уровне организации осуществляется оперативное планирование, т. е. текущее планирование, в основе которого лежит временной фактор. В нем нет существенного временного разрыва между фиксацией на уровне осознания действий, подлежащих исполнению, и осуществлением таких действий в реальном режиме.
Оперативное планирование сопряжено с необходимостью мгновенной реакции менеджера на форс-мажорные обстоятельства, реагированием на нестандартные ситуации для возврата их в нормальное состояние, реакцией на изменения с целью предотвращения нежелательных последствий и разрешение текущих проблем.
|
|
Оперативное планирование осуществляется в след. формах:
-собственно оперативное планирование;
-оперативно-календарное планирование – предназначено для обеспечения каждого рабочего информацией о его рабочем месте и объеме работ на час, смену и т. д., снабжения каждого рабочего места, согласования работы коллектива;
-сетевое планирование – осуществляется в виде составления модели (сетевого графика) и позволяет сократить время на выполнение определенных работ за счет рационализации перемещения ресурсов.
Т. о. планирование как функция управления представляет собой разработку и фиксацию перечня действий, подлежащих обязательному исполнению в целях реализации принятых решений.
Фиксирующая процедура планирования предполагает разработку перечня действий, закрепление их совокупности и очередности исполнения в памяти менеджера. Моментная-- означает решение текущих проблем, когда распоряжения о выполнении конкретных действий отдаются в присутствии исполнителя. Формализованная – используется при решении долгосрочных задач, а также при необходимости кооперирования многих исполнителей.
Планирование предполагает выполнение следующих видов управленческих работ:
-Целеполагание. Цель – это желаемое конечное состояние или результат;
-Фиксация обязательных для осуществления конкретных действий через составление их перечня и порядка их осуществления;
-Распределение ресурсов;
-Адаптация к внешней среде;
-Внутренняя координация;
-Осознание организационных стратегий - означает осуществление постоянного развития мышления руководителя.
Под принципом планирования понимается убеждение или привычка менеджера, определяющая его профессиональное поведение и состав действий при планировании. Различают:
-Планирование «от достигнутого» - предполагает перенос достигнутых результатов на следующий период с определенными корректировками. Последовательность действий:
· Выявление фактического результата;
· Сопоставление условий его достижения с будущими условиями и выявление изменений в них
· Определение влияния изменения на позиции предприятия
· Корректировка достигнутых результатов на выявленное отклонение, планирование окончательного результата
-Планирование «по целям» - абстрагирование от прошлого опыта. Основой планирования становиться цель. Последовательность действий:
· Анализ внешней среды и возможностей в ней
· Определение форм адаптации к внешней среде
· Формулирование внутриорганизационной цели, которая будет востребована во внешней среде
· Планирование результата организации
Под методами планирования понимают совокупность приемов, способов и форм действий, используемых управляющим при разработке и реализации планов. Выделяют методы вертикального планирования (сверху-вниз, снизу-вверх), методы горизонтального планирования, когда объектом является координация производственного процесса (сетевое планирование, планирование общей схемы производственного процесса). Т. о. с помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Оно помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать.
Вопрос 5 Стратегическое планирование: сущность и этапы. Инструменты реализации стратегического плана: политика, тактика, процедуры, правила, бюджет. Проблема постановки функции стратегического планирования на предприятиях РБ.
Стратегическое планирование – это организационное осознание путей продвижения предприятия от его текущего состояния к желаемому прообразу в будущем.
|
|
Стратегическое планирование – набор действий и решений руководства, которые выражаются в разработке стратегии для достижения целей организации. Стратегия – детальный всесторонний план, предназначенный для определения и осуществления перспективных целей.
Этапы разработки стратегического плана:
1. определение целей организации. Основная общая цель организации – это четко выраженная причина ее существования. Она формулируется как миссия организации. Другие цели производны от нее. Формулировка миссии должна включать:
a. задачи организации с т. зр. ее основных услуг, рынков и технологий;
b. внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет руководящие принципы фирмы;
c. культура организации.
Характеристики целей:
- конкретность
- измеримость
- достижимость
- ориентированность во времени
- непротиворечивость
2. анализ и оценка внешней среды. Основным методом является SWOT-анализ. Этот метод нацелен на анализ внешней и внутренней среды и предназначен для выявления линий связи между сильными и слабыми сторонами, свойственными организации, а также между угрозами и возможностями для организации. Примерный перечень сильных (слабых) сторон в организации:
-репутация
-гибкость реагирования на изменения
-диверсификация
-конкурентоспособность
-рентабельность
-технологии
-филиалы
-персонал
Возможности (угрозы) организации:
- покупательная способность населения
-степень удовлетворенности запросов покупателей
-прогнозирование и выявление перспективных рынков
-доступ к источникам заемных средств
-конкуренты
-наличие емкой сырьевой базы, выхода на внешний рынок
3. Определение стратегических бизнес единиц. Бизнес единицы – структурные подразделения в организации, участвующие в производстве или сбыте продукции, или играющие принципиально важную роль в обеспечении конкурентного преимущества предприятия.
Методы определения бизнес-единиц:
- матрица «относительной доли рынка – роста объема продаж» (Бостонской консультативной группы),
|
|
- матрица «привлекательности отрасли – конкурентоспособности товара»,
- матрица ключевых факторов успеха,
- определения конкурентоспособности товара, подразделения, предприятия
-составление однофакторных и многофакторных карт конкурентоспособности.
4. Выбор стратегии, уточнение стратегических целей деятельности и методов их достижения.
Стратегия деятельности – это программа либо набор согласованных программ, обеспечивающих достижение предприятием стратегических целей.
Выделяют два принципиально разных вида стратегий:
А. Стратегии роста:
- интегрированный рост, т.е. расширение за счет присоединения других единиц;
- концентрированный рост, т.е. изменение продукта либо рынка в рамках одной отрасли;
- диверсифицированный рост, т.е. изменение отрасли рынка или технологии.
Осуществляются в форме слияния, присоединения, создание филиалов, аренда, лизинг, франчайзинг, лицензирование, создание СП и др.
Б. Стратегии сокращения:
- ликвидация
- стратегия «сбора урожая»
- сокращение бизнеса
- сокращение расходов.
Управление реализацией стратегического плана предполагает его преобразование в действие. Пробным камнем для плана является решение руководства предоставить для его выполнения деньги (П. Друкер). Реализация стратегического плана предполагает наличие следующих инструментов:
· тактика – это набор конкретных краткосрочных целей, которые необходимо достичь для реализации стратегических целей. Тактическое планирование и потребность в нем возникают по мере существования стратегии. Тактическое планирование означает конкретизацию стратегии, ее уточнение, дополнение, корректировку;
· политика – это общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
· процедуры – это описание действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. По существу, это запрограммированное решение (например, проводки в бухучете, расчет показателей в финансах и пр.);
· правила – точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. В реальности настоящим источником проблем являются не сами правила и процедуры, а способ, каким руководство представляет эти правила исполнителям;
· бюджет – метод распределения ресурсов.
Проблемы постановки функции стратегического планирования на предприятиях РБ.
Гл. проблема – детальная разработка плана, делающая его реальнее. Для этого рекомендуется следующий алгоритм действий управляющего:
-составление личного плана действий;
-определение последовательности выполнения рабочих операций, исполнение которых будет означать выполнение планового задания;
-оформление планового задания в соответствии с правилами и процедурами, принятыми в организации, сопоставление его с действующими нормативами;
-экспертная оценка планового задания;
-увязка планового задания с сопряженными отделами и службами предприятия;
-выбор исполнителя и делегирование ему полномочий.
Помимо главной существуют и другие проблемы:
-Отсутствие на предприятии должности или подразделения в чьи обязанности входило бы осуществление стратегического планирования
-Не выделяются отдельно средства на осуществление стратегического планирования
-Не отработан механизм управления и реализации стратегического плана, оценки его необходимости, перспективности и результативности.