Вопрос 4. Планирование как функция менеджмента. Сущность и виды планирования. Виды управленческой работы в планировании

Управленческая практика предполагает одновременное использование всех трех групп методов, но в определенной ситуации какая-либо группа доминирует.

Факторы выбора метода управления:

-масштаб управления,

-качество персонала,

-цель управления,

-социально-экономическая среда,

-наличие возможностей управлять.

Планирование как исходный этап управления предусматривает выработку и постановку целей и задач в сфере управления, определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Существенно различаются методы и стратегии. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т. е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

Так стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка заглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов.

Стратегия (искусство генерала) - детальный всесторонний план, предназначенный для определения и осуществления перспективных целей.

Разработка стратегии является функцией высшего менеджерского корпуса.

Стратегия - разработка общих основных целей предприятия по решению двух основных проблем: определение стратегического направления развития; формулировка главных целей деятельности предприятия. К числу основных уровней стратегии относятся:

•корпоративная (стратегия деятельности предприятия по всем сферам)

•деловая (стратегия каждого вида деятельности)

•функциональная (по каждому функциональному направлению определенного вида деятельности)

•операционная (стратегия структурных единиц)

Формирование стратегии - это ее разработка по всем уровням.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т. е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.

На нижнем уровне организации осуществляется оперативное планирование, т. е. текущее планирование, в основе которого лежит временной фактор. В нем нет существенного временного разрыва между фиксацией на уровне осознания действий, подлежащих исполнению, и осуществлением таких действий в реальном режиме.

Оперативное планирование сопряжено с необходимостью мгновенной реакции менеджера на форс-мажорные обстоятельства, реагированием на нестандартные ситуации для возврата их в нормальное состояние, реакцией на изменения с целью предотвращения нежелательных последствий и разрешение текущих проблем.

Оперативное планирование осуществляется в след. формах:

-собственно оперативное планирование;

-оперативно-календарное планирование – предназначено для обеспечения каждого рабочего информацией о его рабочем месте и объеме работ на час, смену и т. д., снабжения каждого рабочего места, согласования работы коллектива;

-сетевое планирование – осуществляется в виде составления модели (сетевого графика) и позволяет сократить время на выполнение определенных работ за счет рационализации перемещения ресурсов.

Т. о. планирование как функция управления представляет собой разработку и фиксацию перечня действий, подлежащих обязательному исполнению в целях реализации принятых решений.

Фиксирующая процедура планирования предполагает разработку перечня действий, закрепление их совокупности и очередности исполнения в памяти менеджера. Моментная-- означает решение текущих проблем, когда распоряжения о выполнении конкретных действий отдаются в присутствии исполнителя. Формализованная – используется при решении долгосрочных задач, а также при необходимости кооперирования многих исполнителей.

Планирование предполагает выполнение следующих видов управленческих работ:

-Целеполагание. Цель – это желаемое конечное состояние или результат;

-Фиксация обязательных для осуществления конкретных действий через составление их перечня и порядка их осуществления;

-Распределение ресурсов;

-Адаптация к внешней среде;

-Внутренняя координация;

-Осознание организационных стратегий - означает осуществление постоянного развития мышления руководителя.

Под принципом планирования понимается убеждение или привычка менеджера, определяющая его профессиональное поведение и состав действий при планировании. Различают:

-Планирование «от достигнутого» - предполагает перенос достигнутых результатов на следующий период с определенными корректировками. Последовательность действий:

· Выявление фактического результата;

· Сопоставление условий его достижения с будущими условиями и выявление изменений в них

· Определение влияния изменения на позиции предприятия

· Корректировка достигнутых результатов на выявленное отклонение, планирование окончательного результата

-Планирование «по целям» - абстрагирование от прошлого опыта. Основой планирования становиться цель. Последовательность действий:

· Анализ внешней среды и возможностей в ней

· Определение форм адаптации к внешней среде

· Формулирование внутриорганизационной цели, которая будет востребована во внешней среде

· Планирование результата организации

Под методами планирования понимают совокупность приемов, способов и форм действий, используемых управляющим при разработке и реализации планов. Выделяют методы вертикального планирования (сверху-вниз, снизу-вверх), методы горизонтального планирования, когда объектом является координация производственного процесса (сетевое планирование, планирование общей схемы производственного процесса). Т. о. с помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Оно помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать.

Вопрос 5 Стратегическое планирование: сущность и этапы. Инструменты реализации стратегического плана: политика, тактика, процедуры, правила, бюджет. Проблема постановки функции стратегического планирования на предприятиях РБ.

Стратегическое планирование – это организационное осознание путей продвижения предприятия от его текущего состояния к желаемому прообразу в будущем.

Стратегическое планирование – набор действий и решений руководства, которые выражаются в разработке стратегии для достижения целей организации. Стратегия – детальный всесторонний план, предназначенный для определения и осуществления перспективных целей.

Этапы разработки стратегического плана:

1. определение целей организации. Основная общая цель организации – это четко выраженная причина ее существования. Она формулируется как миссия организации. Другие цели производны от нее. Формулировка миссии должна включать:

a. задачи организации с т. зр. ее основных услуг, рынков и технологий;

b. внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет руководящие принципы фирмы;

c. культура организации.

Характеристики целей:

- конкретность

- измеримость

- достижимость

- ориентированность во времени

- непротиворечивость

2. анализ и оценка внешней среды. Основным методом является SWOT-анализ. Этот метод нацелен на анализ внешней и внутренней среды и предназначен для выявления линий связи между сильными и слабыми сторонами, свойственными организации, а также между угрозами и возможностями для организации. Примерный перечень сильных (слабых) сторон в организации:

-репутация

-гибкость реагирования на изменения

-диверсификация

-конкурентоспособность

-рентабельность

-технологии

-филиалы

-персонал

Возможности (угрозы) организации:

- покупательная способность населения

-степень удовлетворенности запросов покупателей

-прогнозирование и выявление перспективных рынков

-доступ к источникам заемных средств

-конкуренты

-наличие емкой сырьевой базы, выхода на внешний рынок

3. Определение стратегических бизнес единиц. Бизнес единицы – структурные подразделения в организации, участвующие в производстве или сбыте продукции, или играющие принципиально важную роль в обеспечении конкурентного преимущества предприятия.

Методы определения бизнес-единиц:

- матрица «относительной доли рынка – роста объема продаж» (Бостонской консультативной группы),

- матрица «привлекательности отрасли – конкурентоспособности товара»,

- матрица ключевых факторов успеха,

- определения конкурентоспособности товара, подразделения, предприятия

-составление однофакторных и многофакторных карт конкурентоспособности.

4. Выбор стратегии, уточнение стратегических целей деятельности и методов их достижения.

Стратегия деятельности – это программа либо набор согласованных программ, обеспечивающих достижение предприятием стратегических целей.

Выделяют два принципиально разных вида стратегий:

А. Стратегии роста:

- интегрированный рост, т.е. расширение за счет присоединения других единиц;

- концентрированный рост, т.е. изменение продукта либо рынка в рамках одной отрасли;

- диверсифицированный рост, т.е. изменение отрасли рынка или технологии.

Осуществляются в форме слияния, присоединения, создание филиалов, аренда, лизинг, франчайзинг, лицензирование, создание СП и др.

Б. Стратегии сокращения:

- ликвидация

- стратегия «сбора урожая»

- сокращение бизнеса

- сокращение расходов.

Управление реализацией стратегического плана предполагает его преобразование в действие. Пробным камнем для плана является решение руководства предоставить для его выполнения деньги (П. Друкер). Реализация стратегического плана предполагает наличие следующих инструментов:

· тактика – это набор конкретных краткосрочных целей, которые необходимо достичь для реализации стратегических целей. Тактическое планирование и потребность в нем возникают по мере существования стратегии. Тактическое планирование означает конкретизацию стратегии, ее уточнение, дополнение, корректировку;

· политика – это общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;

· процедуры – это описание действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. По существу, это запрограммированное решение (например, проводки в бухучете, расчет показателей в финансах и пр.);

· правила – точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. В реальности настоящим источником проблем являются не сами правила и процедуры, а способ, каким руководство представляет эти правила исполнителям;

· бюджет – метод распределения ресурсов.

Проблемы постановки функции стратегического планирования на предприятиях РБ.

Гл. проблема – детальная разработка плана, делающая его реальнее. Для этого рекомендуется следующий алгоритм действий управляющего:

-составление личного плана действий;

-определение последовательности выполнения рабочих операций, исполнение которых будет означать выполнение планового задания;

-оформление планового задания в соответствии с правилами и процедурами, принятыми в организации, сопоставление его с действующими нормативами;

-экспертная оценка планового задания;

-увязка планового задания с сопряженными отделами и службами предприятия;

-выбор исполнителя и делегирование ему полномочий.

Помимо главной существуют и другие проблемы:

-Отсутствие на предприятии должности или подразделения в чьи обязанности входило бы осуществление стратегического планирования

-Не выделяются отдельно средства на осуществление стратегического планирования

-Не отработан механизм управления и реализации стратегического плана, оценки его необходимости, перспективности и результативности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: