Важен правильный выбор целей. Цель определяет структуру.
Результативность управления означает степень достижения требуемых целей при минимальных затратах и усилиях (П. Друкер).
2. Структура
Структура организации как внутренняя переменная обозначает логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей. Построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Три основных понятия структуры:
- специализированное разделение труда;
- диапазон контроля;
- необходимость в координации.
3. Задачи
Задача – это предписанная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее установленные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а должности. Характеристики задач:
- категория задач – работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами);
- частота повторения данной задачи. Они могут быть стандартными, повторяемыми, нестандартными, уникальными;
- время, необходимое на ее выполнение. В общем, можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер, а время на выполнения каждого вида задач увеличивается по мере перехода управленческой работы от низшего уровня к высшему.
4. Технология
Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Технология – это способ преобразования входов организации в выходы. Ее влияние на управление в значительной степени определилось тремя крупными переворотами:
· промышленной революцией,
· стандартизацией и механизацией.
· применением конвейерных сборочных линий.
5. Люди
Существует три основных аспекта человеческой переменной:
- поведение отдельных людей;
- поведение людей в группах;
- характер поведения руководителя, его лидерство, влияние на отдельных людей и группы.
Вероятность того, что два человека будут вести себя одинаково в одной и той же ситуации, практически равна нулю. Наиболее значимыми характеристиками личности являются:
- способности, предрасположенность, одаренность;
- потребности;
- ожидания;
- восприятие;
- отношение, точка зрения;
- ценности.
Цель управления – создать эффективную рабочую среду для реализации всех составляющих человеческого капитала предприятия.
Взаимосвязь внутренних переменных:
- Цель формирует задачи.
- Цель и задачи формируют структуру.
- Цель определяет используемую технологию.
- Главной переменной являются люди (человеческий капитал), поскольку именно от этой переменной зависит все остальное.
Методы анализа внутренней среды:
1. Изучение сильных и слабых сторон организации по основным сферам ее функционирования:
- производство;
- маркетинг;
- финансы;
- общая организация управления;
- персонал.
2. Анализ цепочки ценностей. Это метод стратегического анализа издержек предприятия, который включает в себя сравнение издержек фирмы с издержками ее основных конкурентов на всех стадиях создания стоимости товара.
+ SWOT-анализ (возможности, угрозы, сильные и слабые стороны), который позволяет провести комплексный анализ макро, микро и внутренней среды предприятия.
Вопрос 3. Технология менеджмента: взаимосвязь принципов, методов и функций менеджмента. Принципы менеджмента.