Методы анализа внешней среды

Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию, причем их перечень постоянно возрастает и усложняется.

Характеристики внешней среды:

1. взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

2. сложность внешней среды – под этим понимают число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также на уровень вариативности каждого фактора.

3. подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

4. неопределенность внешней среды – обозначает относительно ограниченный объем информации, которой располагает организация о среде и уверенности в ее точности. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Структура внешней среды.

Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию состоит в структуризации факторов внешней среды. Общепринято выделять две основные группы факторов:

- Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на организацию и сами находятся под ее влиянием.

1. Поставщики. Поставщики обеспечивают организацию материалами, капиталом, трудовыми ресурсами. Эффективное взаимодействие с поставщиками обеспечивает:

- бесперебойные поставки материалов;

- чем лучше дела у компании, тем проще договориться с потенциальными инвесторами (источниками капитала);

- адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификаций необходимо для достижения целей организации.

2. Законы и государственные органы. Любое предприятие (организация) осуществляют свою деятельность на основании и с соблюдением существующего законодательства. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда и неопределенностью. Государственные органы – их задача состоит в контроле за выполнением предприятиями требований закона и в обеспечении выполнения законодательства в сфере своей компетенции (налоговое законодательство, трудовое и пр.).

3. Потребители. П.Друкер: «Единственная подлинная цель бизнеса – создавать потребителя».

4. Конкуренты.

- Среда косвенного действия – факторы, которые создают общий фон, в котором действует предприятие:

1. Экономическое окружение.

2. Социокультурные факторы.

3. Политические факторы.

4. Международная среда.

5. Технологические факторы.

1. PEST-анализ.

Подразумевает исследование тенденций внешней среды и позволяет шире взглянуть на влияние макроокружения на конкретную организацию. Факторы, входящие в анализ: политические, экономические, социальные, технологические, демографические, культурные, природные, правовые.

2. Анализ стратегических групп конкурентов. Используется для определения границ, в пределах которых возможно стратегическое продвижение конкурентов, а также для оценки возможной реакции конкурентов на рынке и их стратегического потенциала.

3. Анализ потребителей. Позволяет: - сегментировать рынок; - выявить неудовлетворенные нужды и потребности; - обнаружить мотивы потребителей.

Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние являются все же определяющими в функционировании и развитии организации.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми (то есть являются результатом управленческих решений менеджера).

Внутренняя среда – это взаимосвязанная совокупность элементов, выделенная из внешней среды и объединенная единством цели или общими правилами поведения.

Основные переменные внутренней среды организации.

1. Цели организации

Цель – это конкретное конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе.

Цели характеризуются разнообразием. Обычно фирма имеют своей главной целью получение прибыли.

Могут быть и другие цели: удовлетворение потребителя, позиция на рынке, условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала; социальная ответственность и имидж организации, техническая эффективность, лидерство в НТП, др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: