Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию, причем их перечень постоянно возрастает и усложняется.
Характеристики внешней среды:
1. взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
2. сложность внешней среды – под этим понимают число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также на уровень вариативности каждого фактора.
3. подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
4. неопределенность внешней среды – обозначает относительно ограниченный объем информации, которой располагает организация о среде и уверенности в ее точности. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Структура внешней среды.
Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию состоит в структуризации факторов внешней среды. Общепринято выделять две основные группы факторов:
- Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на организацию и сами находятся под ее влиянием.
1. Поставщики. Поставщики обеспечивают организацию материалами, капиталом, трудовыми ресурсами. Эффективное взаимодействие с поставщиками обеспечивает:
- бесперебойные поставки материалов;
- чем лучше дела у компании, тем проще договориться с потенциальными инвесторами (источниками капитала);
- адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификаций необходимо для достижения целей организации.
2. Законы и государственные органы. Любое предприятие (организация) осуществляют свою деятельность на основании и с соблюдением существующего законодательства. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда и неопределенностью. Государственные органы – их задача состоит в контроле за выполнением предприятиями требований закона и в обеспечении выполнения законодательства в сфере своей компетенции (налоговое законодательство, трудовое и пр.).
3. Потребители. П.Друкер: «Единственная подлинная цель бизнеса – создавать потребителя».
4. Конкуренты.
- Среда косвенного действия – факторы, которые создают общий фон, в котором действует предприятие:
1. Экономическое окружение.
2. Социокультурные факторы.
3. Политические факторы.
4. Международная среда.
5. Технологические факторы.
1. PEST-анализ.
Подразумевает исследование тенденций внешней среды и позволяет шире взглянуть на влияние макроокружения на конкретную организацию. Факторы, входящие в анализ: политические, экономические, социальные, технологические, демографические, культурные, природные, правовые.
2. Анализ стратегических групп конкурентов. Используется для определения границ, в пределах которых возможно стратегическое продвижение конкурентов, а также для оценки возможной реакции конкурентов на рынке и их стратегического потенциала.
3. Анализ потребителей. Позволяет: - сегментировать рынок; - выявить неудовлетворенные нужды и потребности; - обнаружить мотивы потребителей.
Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние являются все же определяющими в функционировании и развитии организации.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми (то есть являются результатом управленческих решений менеджера).
Внутренняя среда – это взаимосвязанная совокупность элементов, выделенная из внешней среды и объединенная единством цели или общими правилами поведения.
Основные переменные внутренней среды организации.
1. Цели организации
Цель – это конкретное конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе.
Цели характеризуются разнообразием. Обычно фирма имеют своей главной целью получение прибыли.
Могут быть и другие цели: удовлетворение потребителя, позиция на рынке, условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала; социальная ответственность и имидж организации, техническая эффективность, лидерство в НТП, др.