Принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении;
Принцип правовой защищенности управленческого решения;
Принцип научной обоснованности и оптимизации управления;
Нравственность и этика в управлении;
Корректировка методов воздействия во времени, в зависимости от ситуации, уровня развития объекта управления, постоянное обогащение и гармонизация средств и методов управления;
Обеспечение целевой ориентации деятельности;
Принципы управления вытекают из диалектических законов развития общества, поэтому они отражают как общие закономерности развития управления в процессе эволюции цивилизации, так и реальные конкретно-исторические его этапы.
Общие и специальные функции взаимосвязаны между собой и образуют единую систему управления. Выполнение каждой специальной функции предполагает выполнение всех общих функций.
Управление осуществляется посредством того, что руководители всех уровней в своей деятельности придерживаются некоторых общих положений и правил, которые определяют исходные требования к системе, структуре организации процесса управления. Эти правила в управленческой литературе обобщены до уровня универсальности (то есть общеприменимости), что составляет суть принципа управления.
|
|
Таким образом, принцип управления представляет основополагающую идею, закономерность или правило поведения руководителя при осуществлении управленческих функций.
Функция управления - это относительно обособленное направление управленческой деятельности, позволяющее осуществлять управленческие взаимодействия на объекты управления для достижения поставленной цели. Различают:
- Общие – дают общую временную характеристику процесса управления, представленного как последовательная цепь – планирование, организация, мотивация, контроль.
- Специальные – определяют направленность управления на конкретную деятельность предприятия (маркетинг, управление финансами и т.д.). Их состав определяется спецификой бизнеса.
Принцип вообще – это рецепт деятельности, основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, принимается решение.
Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей. Вместе с тем, любое управленческое решение – это результат субъект-объектных отношений, поскольку отражает как объективные данные, так и субъективное мнение руководителя. Поэтому и принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, дающим направление в действиях, ориентир.
|
|
Принципы управления универсальны, то есть применимы для воздействия на любую организацию, на любой социум (коллектив, общество, семья, группа). Совокупность принципов управления – это своеобразный фундамент искусства управления, основа знаний руководителя.
Итак, принципы управления определяют закономерности формирования и функционирования управляемой системы: ее внутренние переменные, комбинацию методов воздействия на коллектив, формируют организационную культуру, формы власти и влияния руководителя и пр.
Основные принципы управления:
7. принцип соответствия – между полномочиями работника и его ответственностью, между спецификацией рабочего места и квалификацией работника, его занимающего, между объемом выполненных работ и вознаграждением; между правами работника и его обязанностями и пр.;
8. принцип эффективности – лежит в основе любой системы, так как предполагает, что выход должен быть всегда больше входа в нее, а полученный результат – больше затрат. Принцип эффективности требует от руководителей постоянного контроля над уровнем затрат в организации и соизмерения достигнутого или ожидаемого эффекта принимаемого решения с уровнем затрат на его осуществление.
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Одна и та же функция управления или реализация принципа управления может предполагать использование различных методов управления.
По механизму воздействия выделяют прямые и косвенные методы управления.
По совокупности используемых инструментов воздействия выделяют: 1. Организационно-административные методы управления – основаны на формальных взаимоотношениях в организации. Их реализация основана на отношениях «власть-подчинение». Инструменты реализации: регламент, норматив, инструкция, распоряжение, устав и т. д.
2. Экономические – предполагают воздействие на экономические интересы или ч/з них. Эффективны в случае реальной самостоятельности предприятия. Инструменты: налоги, цена, кредиты, дотации и т. д.
3. Социально-психологические – предполагают воздействие на личностные, неформальные взаимоотношения в коллективе. Инструменты: психологическая атмосфера, традиции, социальные нормы, стиль общения, лидерство.