Методы принятия решений

Их можно разделить на две большие группы - индивидуальные и групповые.

Индивидуальные методы принятия решений – то есть решения принимаются отдельным субъектом. Для них характерен высокий уровень творчества, в них нередко реализуются новые идеи и предложения. Как правило, такие решения требуют меньше времени, поскольку не связаны с промежуточными согласованиями. Однако они могут быть неверными, так как в условиях усложняющейся внутренней и внешней среды требуется разностороннее рассмотрение проблемы и узкоспециализированные знания.

Поэтому возрастает значимость групповых решений.

Групповые методы принятия решения – то есть решение принимается на основе коллегиального или коллективного обсуждения проблемы и поиска альтернатив.

преимущества:

- полное информационное обеспечение, поскольку привлекаются лица, обладающие разными знаниями в отношении решаемой проблемы;

- повышается ответственность и мотивация членов коллектива через привлечение их к управлению предприятием;

- снижается сопротивление коллектива.

недостатки:

- большие затраты времени на их принятие;

- принятие решения может быть осуществлено под давлением большинства;

- может отсутствовать четкая индивидуальная ответственность за принятое решение и при его реализации.

Наиболее эффективными групповыми методами поиска и оценки альтернатив при принятии решения являются следующие:

1. метод номинальной групповой техники – все члены группы на начальном этапе в письменной форме излагают свои предложения. Затем каждый докладывает суть своего проекта. После каждый письменно представляет свою оценку проекта (ранги, баллы). Проект с наивысшей оценкой принимается за основу решения.

2. метод Дельфы – каждому участнику представляется детально сформулированный перечень вопросов по данной проблеме. Он анонимно отвечает на них, полученные ответы собираются в единый интегральный документ, копию которого получает каждый член группы. Далее цикл повторяется (до 5 раз).

3. метод мозговой атаки (брейнсторминг).

Кроме индивидуальных и групповых методов принятия решений, выделяются следующие методы:

- методы экономического и статистического анализа;

- методы моделирования;

- методы прогнозирования;

- построение дерева решений.

Факторы, определяющие качество решений:

1.личностные оценки руководителя – они предполагают субъективное ранжирование важности, качества, оценки проблемы.

2. среда принятия решения – она определяет степень риска при принятии решений. Среда может быть: определенная, рисковая, неопределенная.

Сталкиваясь с неопределенность, руководитель может использовать две возможности:

1) попытаться получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему (то есть снизить степень новизны проблемы);

2) уменьшить сложность проблемы – то есть разделить ее на составные части и в отношении известных частей проблемы действовать в соответствии с прошлым опытом, поэтапно.

3. информационные ограничения – иногда необходима дополнительная информация, но она дорога или недоступна.

4. поведенческие ограничения – это межличностные отношения, внутриорганизационные коммуникации.

Принятие решения является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном случае равен проигрышу в другом.. Поэтому суть принятия решения – сравнить достоинства и недостатки для выбора приемлемого решения.

Вопрос 15. Сущность, значение и совершенствование внешних и внутренних коммуникаций. Модели процесса обмена информацией. Информационное обеспечение коммерческой деятельности: источники и методы получения коммерческой информации.

Коммуникации - общение - это процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте. Средствами коммуникаций являются различные, выработанные в данной культуре знаковые системы. Важнейшие из них - язык (речь устная и письменная), интонации, паузы, оптокинетические знаки (жесты, мимика, пантомимика).

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя и более людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.

Среди основных функций коммуникаций наиболее существенны следующие:

• побудительная - убеждение, внушение, приказ, просьба;

• информативная - передача истинных или ложных сведений;

• экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний;

• фактическая - установление и поддержание возможности коммуникативного контакта.

Эффективность коммуникационных процессов определяется степенью достижения целей системы. Сами по себе передачи и получение информации отнюдь не гарантируют, что получатель понял принятую информацию так, как хотел отправитель. Эффективными можно считать коммуникационные процессы, в которых обе стороны (отправитель и получатель информации) поняли и разделили исходную идею (сообщение), что подтвердилось реакцией получателя (т.е. наличием обратной связи).

Коммуникации между организацией и её средой.

Как известно, факторы внешней среды оказывают существенное влияние на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они общаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определённого образа, «имиджа»

организации на местном, общенациональном, или международном уровне. Организациям приходится подчинятся государственному регулированию и заполнять в этой связи пространные письменные отчеты. В своих ежегодных отчетах любая компания сообщает информацию по финансам и маркетингу, а также приводит сведения о своём размещении, возможностях карьеры, льготах, и т. п. Используя лоббистов и делая взносы в пользу разных политических групп, комитетов, организация пытается влиять на содержание будущих законов и постановлений. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования на события и факторы внешнего окружения.

Коммуникации между уровнями и подразделениями.

Межуровневые коммуникации в организациях. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т. е., с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п.

Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность и эффективность работы организации. Коммуникации по восходящей. Т.е., снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Последняя управленческая инновация в коммуникацией по восходящей - это создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на I час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании клиентов. Эти группы, получившие название кружков качества, впервые были применены в японской системе организации производства, позже японский опыт применялся и в других странах, но наибольшей эффективности применения данного метода удалось достичь в Японии. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Коммуникации между различными отделами (подразделениями).

В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация – это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: