double arrow

Транспортная маркировка грузов

Назначение и классификация тары

Требования стандартов и технических условий к отгружаемой продукции

Подготовка груза к перевозке грузоотправителем

В соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны подготовить грузы, грузобагаж для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

В комплекс подготовки грузов к перевозке входят такие важные операции, как:

  • приведение продукции в необходимое качественное состояние (просушка, отсортировка, предварительное охлаждение, стабилизация грузов, подверженных разложению, и т.п.),
  • надлежащая упаковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты и связки,
  • уплотнение (прессование стружки, соломы, сена, опилок и др.),
  • дробление (крупных частей металлолома),
  • частичная разборка крупногабаритного оборудования машин, нанесение на грузовые места транспортной маркировки и др.

При подготовке грузов к перевозке производится также осмотр их соответствующими контрольными и надзорными органами (хлебной или карантинной инспекцией, ветеринарно-санитарным надзором).

Согласно ст. 18 Устава требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой железными дорогами продукции должны предусматриваться стандартами, техническими условиями.

Грузоотправитель-изготовитель продукции по требованию железнодорожной станции обязан предоставить стандарт или технические условия на отгружаемую продукцию, а также на тару, если груз упакован.

В требованиях к транспортированию указываются условия транспортирования продукции, в том числе требования к выбору транспортных средств (крытые, открытые или изотермические вагоны, цистерны и т.п.), способ крепления продукции на этих средствах, а также требования, связанные с особенностями ее погрузки и выгрузки для сохранения качества и количества продукции.

В требованиях по хранению указываются условия хранения на складах, обеспечивающие сохранность качества и товарного вида продукции (место хранения, способ укладки, температурный режим и т.п.), а также специальные требования к хранению скоропортящейся, ядовитой, огнеопасной, радиоактивной и другой продукции, обладающей опасными свойствами.

Стандарты и технические условия в практике грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте служат важным исходным материалом при составлении правил перевозок отдельных видов грузов и руководством при определении качественного состояния грузов.

Сохранность грузов в процессе перевозок обеспечивается правильной его подготовкой и рациональной упаковкой.

Упаковка— это средство или комплекс технических средств, обеспечивающих защиту продукции (груза) от повреждений, потерь, загрязнения и действия окружающей среды в процессе транспортирования, хранения и ее реализации.

Основными элементами упаковки являются тара, упаковочные материалы, средства консервации.

Тарапредставляет собой специальное изделие, в которое помещается продукция.

Тара обеспечивает необходимую защиту, главным образом, от механических повреждений при транспортировании упакованного груза (ящики, бочки, барабаны, баллоны и др.).

Основное назначение тары — предохранить грузы от потерь, порчи, повреждений, боя и утечки.

Она должна быть:

Ú достаточно прочной, чтобы выдерживать динамические и статические нагрузки при укладке в несколько ярусов;

Ú обладать инертностью — не вступать в реакцию взаимодействия с упакованным веществом;

Ú быть плотной;

Ú не допускать просыпания и других потерь грузов;

Ú сохранять товарный вид упакованного груза.

Тара наряду со своей основной функцией защиты груза должна обеспечивать удобство погрузочно-разгрузочных и складских работ, максимальное использование транспортных и перегрузочных средств, обладать портативностью, легкостью и экономичностью.

По функциональным признакам различают следующие виды тары:потребительскую, групповую, производственную, тару-оборудование и транспортную.

По условиям эксплуатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

Разовая тара предназначена для однократного перемещения продукции.

Возвратная тара — разовая тара, используемая повторно после незначительного ремонта или без него (ящики, короба, бочки).

Многооборотная тара предназначена для многократного использования (бидоны, баллоны).

Согласно ГОСТ 17527-86 к транспортной таре относятся следующие виды: ящики, бочки, барабаны, мешки и фляги. Кроме перечисленных видов тары, груз может перевозиться в канистрах, сетках, рулонах, кулях, пакетах, связках, а также с частичной упаковкой.

По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транспортную тару.

Мягкая тара (сетки, мешки, кипы, тюки, кули, пакеты) принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Основное назначение мягкой тары — хранение и транспортирование преимущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара занимает мало места, имеет незначительную собственную массу, удобна в обращении. Мягкая тара изготавливается из тканей, пленок, бумаги, полимерных материалов.

Полужесткая тара (ящики и коробки картонные, решетки, корзины) сохраняет свою первоначальную форму при небольших механических нагрузках, когда часть нагрузки воспринимается самим грузом.

Жесткая тара не изменяет форму при транспортировке и хранении, имеет большую механическую прочность (бочки, ящики, бидоны, барабаны, фляги, баллоны), изготавливается из металла, дерева, пластмасс, стекла.

Транспортная маркировка состоит из основных, дополнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.

Основные надписи содержать:

· полное или сокращенное наименование грузополучателя (4);

· полное наименование станции назначения (5);

· число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе – порядковый номер места в отправке, в знаменателе – число мест в отправке) (3).

Дополнительные надписи содержать:

· наименование пункта отправления с указанием станции отправления (7) и перевозчика (8);

· железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками, в виде дроби: числитель – марка перевозчика и через тире – число мест в отправке, знаменатель – код станции отправления (6).

Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем до предъявления грузов к перевозке в местах общего пользования.

Информационные надписи содержать:

· массу брутто и массу нетто грузового места в килограммах (9 и 10). Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут не наноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;

· габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина, высота либо диаметр и высота) (11). Такие размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м – при перевозке груза в открытом подвижном составе и 1,2 м – в крытом вагоне. Для жидких грузов объем (12).

Под манипуляционными знаками (1) понимаются – изображения, указывающие на способы обращения с грузом.

Необходимость нанесения и виды, применяемых манипуляционных знаков определяются стандартами или техническими условиями на продукцию.

Допускается применять предупредительные надписи (2), если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.

Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и массы нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на 4, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками. В этом случае замаркированные грузовые места размещают:

§ в крытых вагонах – по два места у каждой двери маркировкой наружу;

§ в открытом подвижном составе – в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта вагона маркировкой вверх.

Нанесение основных, дополнительных и информационных надписей (кроме массы брутто и массы нетто) на грузы, перевозимые в универсальных контейнерах, необязательно.

Порядок расположения транспортной маркировки:

1 — манипуляционные знаки;

2 — допускаемые предупредительные надписи;

3 — порядковый номер внутри отправки / число мест в отправке;

4 — наименование грузополучателя и пункта назначения;

5 — наименование станции перегрузки;

6 — железнодорожная маркировка;

7 — наименование грузоотправителя;

8 — наименование станции отправления;

9 — масса нетто;

10 — масса брутто;

11 — габаритные размеры грузового места;

12 – объем


Сейчас читают про: